rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги
ВЕРТОЛЕТ ИНЖЕНЕРА ЛИСИНА СКОРО ОТОРВЕТСЯ ОТ ЗЕМЛИ
 
lisinРостовчанин Сергей Лисин со своими товарищами близок к тому, чтобы совершить свой первый полет на вертолете ориги­нальной конструкции, аналогов которой нет еще нигде в мире. Этот вертолет имеет всего  один  винт!
 
«Вечерний Ростов» уже расска­зывал об изобретении Сергея Петровича Лисина. Его суть со­стоит в отказе от применения второго (рулевого) винта в кон­струкции вертолета, который предназначен прежде всего для того, чтобы вертолет не раскручивало в сторону, противополож­ную вращению основного (несу­щего) винта. Это решение - но­винка вертолетостроения.
 
Существует несколько вариан­тов расположения винтов у вин­токрылых летательных аппаратов. Классический вариант, применяемый на большинстве совре­менных вертолетов: несущий винт сверху кабины, а руле­вой - на хвосте.
 
Знаменитая «Черная акула» Ка-50 имеет те же два вин­та, но оба - на одной оси сверху фюзеляжа. Здесь применен принцип соосного вра­щения двух винтов в проти­воположные стороны.
 
Известный по американс­ким боевикам транспортный «Чинук» армии США тоже с двумя винтами - на передней и задней частях фюзеляжа.
 
Абсолютный рекордсмен по грузоподъемности, советский вер­толет В-12 (он поднял более 40 тонн), тоже двухвинтовый, но они разнесены на крыльях с левой и правой стороны от фюзеляжа. Еще существует система «Нотор»: те же два винта размеще­ны прямо в конструкции верто­лета, а тяга создается благода­ря вдуваемым потокам воздуха в регулируемых боковых щелях. Казалось, иного конструкторского решения, кроме как два винта, и быть не может. Ростов­чанин Сергей Лисин, по профес­сии инженер-конструктор акцио­нерного общества «Роствертол», нашел способ обойти эту азбуч­ную истину.
 
Принцип, который он положил в основу своего вертолета, вы­сказывался в 30-х годах советс­ким инженером Юрьевым, впо­следствии академиком, который занимался разработкой первых геликоптеров. Но до практичес­ких разработок здесь дело не дошло, предложение так и оста­лось теоретическим.
 
Изюминка «вертолета Лисина» состоит в том, что роль второго винта выполняет, выражаясь кон­структорским языком, аэродина­мическая профилированная по­верхность в индуктивном потоке несущего винта. А попросту - ус­тановленные позади пилота кры­лья особой конструкции.
 
Летательный аппарат Лисин собирал в свободное от работы время   -   сначала   при   помощи своего отца, Петра Иосифовича Лисина. Затем к нему присоеди­нилась группа друзей-энтузиас­тов. Это Александр Бойченко, Александр Заболотный, Игорь Шевченко и его однофамилец Юрий Шевченко (он, кстати, шеф-пилот и заслуженный лет­чик-испытатель России). Все вме­сте они построили эксперимен­тальную модель новой машины.
 
У машины с одним винтом множество преимуществ. Такой вертолет будет гораздо дешевле и в производстве, и в эксплуа­тации. Его конструкция станет значительно легче. Машина при­обретет дополнительные 15 про­центов мощности, которые пой­дут на создание тяги. Он будет и безопаснее: в случае отказа двигателя, при авторотации вра­щающимся лопастям не нужно будет раскручивать трансмиссию рулевого винта, и аварийная по­садка будет значительно мягче.
 
Испытания выявили следующую особенность вертолета: одновин­товая система тем эффективнее, чем тяжелее на нее нагрузка. Это означает, что данный принцип может быть применен в строи­тельстве вертолетов среднего и тяжелого класса. В том числе и боевых машин.
 
Но самой реальной перспекти­вой является создание одновин­товых легких вертолетов для сель­скохозяйственных работ. Они бу­дут недороги в производстве, просты и дешевы в эксплуатации.
 
Первый вертолет с одним не­сущим винтом - это сверхлегкая машина, шесть лопастей которой будет раскручивать 44-сильный двигатель от мотоцикла. Его взлетная масса (вместе с пило­том) составляет порядка 190 килограммов.
 
Сейчас проводятся окончатель­ные работы по доводке машины. Изобретатели не спешат осуще­ствлять отрыв вертолета от зем­ли: ведь надо, чтобы все срабо­тало наверняка!
На снимке: стендовая модель вертолета ростовчанина Лисина.
20 апреля 2004г., «Вечерний Ростов».
.