ВЕРТОЛЕТ ИНЖЕНЕРА ЛИСИНА СКОРО ОТОРВЕТСЯ ОТ ЗЕМЛИ
Ростовчанин Сергей Лисин со своими товарищами близок к тому, чтобы совершить свой первый полет на вертолете оригинальной конструкции, аналогов которой нет еще нигде в мире. Этот вертолет имеет всего один винт!
«Вечерний Ростов» уже рассказывал об изобретении Сергея Петровича Лисина. Его суть состоит в отказе от применения второго (рулевого) винта в конструкции вертолета, который предназначен прежде всего для того, чтобы вертолет не раскручивало в сторону, противоположную вращению основного (несущего) винта. Это решение - новинка вертолетостроения.
Существует несколько вариантов расположения винтов у винтокрылых летательных аппаратов. Классический вариант, применяемый на большинстве современных вертолетов: несущий винт сверху кабины, а рулевой - на хвосте.
Знаменитая «Черная акула» Ка-50 имеет те же два винта, но оба - на одной оси сверху фюзеляжа. Здесь применен принцип соосного вращения двух винтов в противоположные стороны.
Известный по американским боевикам транспортный «Чинук» армии США тоже с двумя винтами - на передней и задней частях фюзеляжа.
Абсолютный рекордсмен по грузоподъемности, советский вертолет В-12 (он поднял более 40 тонн), тоже двухвинтовый, но они разнесены на крыльях с левой и правой стороны от фюзеляжа. Еще существует система «Нотор»: те же два винта размещены прямо в конструкции вертолета, а тяга создается благодаря вдуваемым потокам воздуха в регулируемых боковых щелях. Казалось, иного конструкторского решения, кроме как два винта, и быть не может. Ростовчанин Сергей Лисин, по профессии инженер-конструктор акционерного общества «Роствертол», нашел способ обойти эту азбучную истину.
Принцип, который он положил в основу своего вертолета, высказывался в 30-х годах советским инженером Юрьевым, впоследствии академиком, который занимался разработкой первых геликоптеров. Но до практических разработок здесь дело не дошло, предложение так и осталось теоретическим.
Изюминка «вертолета Лисина» состоит в том, что роль второго винта выполняет, выражаясь конструкторским языком, аэродинамическая профилированная поверхность в индуктивном потоке несущего винта. А попросту - установленные позади пилота крылья особой конструкции.
Летательный аппарат Лисин собирал в свободное от работы время - сначала при помощи своего отца, Петра Иосифовича Лисина. Затем к нему присоединилась группа друзей-энтузиастов. Это Александр Бойченко, Александр Заболотный, Игорь Шевченко и его однофамилец Юрий Шевченко (он, кстати, шеф-пилот и заслуженный летчик-испытатель России). Все вместе они построили экспериментальную модель новой машины.
У машины с одним винтом множество преимуществ. Такой вертолет будет гораздо дешевле и в производстве, и в эксплуатации. Его конструкция станет значительно легче. Машина приобретет дополнительные 15 процентов мощности, которые пойдут на создание тяги. Он будет и безопаснее: в случае отказа двигателя, при авторотации вращающимся лопастям не нужно будет раскручивать трансмиссию рулевого винта, и аварийная посадка будет значительно мягче.
Испытания выявили следующую особенность вертолета: одновинтовая система тем эффективнее, чем тяжелее на нее нагрузка. Это означает, что данный принцип может быть применен в строительстве вертолетов среднего и тяжелого класса. В том числе и боевых машин.
Но самой реальной перспективой является создание одновинтовых легких вертолетов для сельскохозяйственных работ. Они будут недороги в производстве, просты и дешевы в эксплуатации.
Первый вертолет с одним несущим винтом - это сверхлегкая машина, шесть лопастей которой будет раскручивать 44-сильный двигатель от мотоцикла. Его взлетная масса (вместе с пилотом) составляет порядка 190 килограммов.
Сейчас проводятся окончательные работы по доводке машины. Изобретатели не спешат осуществлять отрыв вертолета от земли: ведь надо, чтобы все сработало наверняка!
На снимке: стендовая модель вертолета ростовчанина Лисина.
20 апреля 2004г., «Вечерний Ростов».
|