rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

МАСЛЕНИЦА: мартовский праздник

Древнерусские праздники берут начало от индоевропейских и ближневосточных земледельческих культов. Определяли их цикл солнечные фазы и, в частности, весеннее равноденствие (начало преобладания дня над ночью, приближение цикла весенних работ).

Мартовские праздники весеннего равноденствия, которые должны были проходить 24-25 марта (языческие “комоедицы” - медвежий праздник, Масленица), православным Великим постом оказались сдвинутыми со своего исконного места. Теперь Масленица празднуется перед христианским постом, который перемещается от 2 февраля до 24 апреля.

Масленицу величали: Честная Масленица, Широкая Масленица, Веселая Масленица. Тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка – это тоже Масленица. А в церковном обычае она - Сырная неделя.

Каждый день масленицы имел свое название: понедельник - встреча; вторник - заигрыш; среда - лакомства; четверг - разгул, перелом; пятница - тёщины вечёрки; суббота - золовкины посиделки; воскресенье - проводы, прощания, целовник, прощёный день.

В первый день справляли встречу Честной (Благородной) Масленицы. Дети с утра строили снежные горы.

“Выезжала Честная Масленица, широкая боярыня, на семидесяти семи санях козырныих, во широкой лодочке, во велик город пировать, душою потешиться, умом повеселитися, речью насладитися. Как навстречу Масленице выезжал Честной Семик на салазочках, в одних портяночках, без лапоток. Приезжала Честная Масленица, широкая боярыня, к Семику на двор — в горах покататися, в блинах повалятися, сердцем потешитися. Ей-то Семик бьет челом на салазочках, в одних портяночках, без лапоток. Как и тут ли Честная Масленица на горах покаталася, в блинах повалялася, сердцем потешилася. Ей-то Семик бьет челом, кланяется, зовет во тесовой терем, за дубовый стол. Входила Честная Масленица, широкая боярыня, к Семику во тесовой терем, садилася за дубовый стол. Как и она ли, Честная Масленица, душою потешилася, умом повеселилася, речию Семика насладилася”.

После этой встречи ребятня сбегала с гор крича: “Приехала Масленица!”

Часто изготавливали соломенное чучело-Масленицу. На него надевали шапку, кафтан, кушак, обували в лапти, возили в санях, запряженных

10-20 лошадьми.

Во встречу (понедельник) не ходить на горы, не качаться на качелях, не плясать со скоморохами, не отведать яств — значило жить в горькой беде, лежать присмерти, сидеть калекой без ног. Сам Петр I открывал Масленицу с понедельника и качался на качелях с офицерами.

Одно из важнейших действ на масленицу – ряжение, одевание тулупов шерстью вверх, ношение звериных масок и шумные карнавальные пляски в домах и на улицах в “машкерах” (масках). Рядились в медведя, коня, быка, козу, гуся, журавля. “Ряжены бьяху в бубны, друхи же в сопели сопяху, инии же возложиша на лица скураты (маски, “хари”) и деяху на глумленье человеком” (Пролог XV век).

Богатые с понедельника, а бедные - с четверга или пятницы начинали печь блины. Первый всегда отдавался нищим - на помин усопших. Иногда первый блин клали на слуховое окошко - для родительских душ. Старухи, кладя блин, приговаривали: “Честные наши родители, вот для вашей душки блинок!”.

На заигрыш (вторник) приглашали девушек и парней покататься на горах, поесть блинов. Матушки-приживалки, из богатых домов, посылали позываток звать по родным и знакомым с наказом: у нас-де и горы снежные готовы и блины испечены – извольте пожаловать. Позываток встречали с почетом, угощали вином, блинами и отпускали “Кланяться хозяину и хозяйке с детками, со всеми чадами и домочадцами; а своих деток всенепременно пришлем в вечеру”. Отказы истолковывали так: “Здесь разлад чинится и дочку прочат за другого”.

На лакомства, в среду, тещи приглашали зятьёв на блины, а для “удовольствия любимого зятька” собирали всю местную родню.

В перелом, четверг, начинался масленичный разгул: катались на санях, жгли костры, сжигали чучело зимы-Марены, скатывали огненное колесо (солнце?) в реку, дрались на кулачки (сам на сам, а потом уж стенка на стенку).

С этого дня колядовщики начинали петь Коляду. За это их угощали пивом, награждали деньгами. В этот день и начиналась “широкая Масленица”.

С четверга надо было

“…есть до икоты,

пить до перехоты,

петь до надсады,

плясать до упаду”.

На пятничные тёщины вечерки зятья угощали тестьёв и тёщ. Приглашали с почетом - к обеду; или просто - на ужин. Зять обязан был с вечера лично пригласить родителей женушки, а потом, утром, прислать нарядных зватых. Чем больше зватых бывало, тем больше родне чести.

Если молодые жили отдельно, то на первую встречу Масленицы теща приходила в дом к зятю учить дочку печь блины. Приглашали их заранее “поучить уму-разуму”. Это призвание считалось великой честью, о нем говорили соседи и родные. Званая теща обязана была прислать с вечера весь “блинный снаряд”: таган, сковороды, дежники, половник и кадку, где ставить блины. Тесть присылал мешок гречневой муки и кадушку коровьего масла.

На золовкины посиделки невестка приглашала золовок к себе. Если они были не замужем, то звали и прежних подруг-девиц. Новобрачная невестка преподносила золовкам подарки.

В прощёный день ездили к куму с кумой. Привозили соответственные подарки равным по состоянию, щедрые - бедным.

Прощание (и прощение) между роднёй происходило вечером. Прощаться приходили к старшему в роде, бедные - к богатым. На прощание приносили пряники. Прощаясь, говорили друг другу: “Прости меня, пожалуй, буде в чем виноват пред тобою”. Целовались и низко кланялись.

С домашними прощались после ужина, перед сном. Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения.

Вот несколько рецептов блинов вам на пробу

Блины самые лучшие

Затворить тесто из пшеничной и гречневой муки, 2,5 стакана теплой воды и дрожжей. Когда поднимется, всыпать 1 стакан гречневой муки, дать подняться. За час перед выпечкой, заварить все тесто двумя стаканами почти кипящего молока, размешать. Когда остынет, положить соль и сахар (можно добавить 2—3 яйца, 100 г масла), дать подняться и, не мешая тесто, печь блины.

2,5 стакана гречневой муки, 20-25 г дрожжей, 1,5 стакана пшеничной муки. 2 стакана молока. По 0,5 чайной ложки соли и сахара. 3 яйца и 100 г масла. Можно печь.

Постные блины

На 1/3 гречневой муки взять 2/3 пшеничной. С вечера взять гречневой и половину пшеничной муки, дрожжей и воды, затворить густоватое тесто. утром добавить остальную муку, соль и сахар. Когда поднимется, за 0,5 часа перед тем как печь блины, долить теплой воды, чтобы тесто было густоты сметаны.

Оставшееся тесто вынести на ночь на холод (даже на мороз!). На другой день прибавить такую же пропорцию дрожжей, муки и воды. Такие блины с каждым днем становятся все лучше.

1 1/3 стакана гречневой муки, 2 2/3 стакана пшеничной муки, 20-30 г дрожжей. Соли чайную ложку, 0,5 ложечки сахару.

Царские блины

Взять 200 г сливочного масла, растопить его и процедить сквозь частую салфетку. Когда масло немного остынет положить туда же 6 желтков. Мешать хорошенько веселкой в одну сторону, потом положить 1 чайную ложку сахара и мешать на льду, пока не начнет пениться. В это же время приготовить бешемель: 100 г муки развести 1,5 стаканами жирных сливок и прокипятить, мешая постоянно, чтобы бешемель был такой густоты, как тесто для блинов. Сняв с огня, мешать, пока не остынет. После этого влить его в приготовленное масло с желтками и сахаром, размешать, положить 0,5 стакана густых, взбитых в пену сливок (не удастся взбить современные сливки – не отчаивайтесь, используйте жидкие); опять размешать и печь на небольшом огне. Блины не снимать со сковороды ножом, а опрокидывать их осторожно на блюдо, пересыпая каждый ряд блинов сахаром и взбрызгивая немного лимонным соком. Сложенные таким образом друг на друга блины можно украсить сверху вареньем или желе.

200 г сливочного масла, 6 желтков, стакан сахара, 100 г муки, 250 г сливок, 0,5 стакана густых сливок. Лимонный сок. Варенье или желе.

Гречневые блины

Тесто готовят так: 1 стакан гречневой муки размешать в 1 стакане холодной воды, заварить 3,5 стаканами кипятка, еще раз размешать, положить дрожжи, поставить в теплое место, дать подняться, тщательно взбить тесто лопаткой, всыпать соль, сахар, 3 стакана пшеничной муки, тщательно вымесить, опять дать подняться и печь.

4 стакана гречневой муки. 15-30 г дрожжей. 0,5—1 стакан растопленного масла. По чайной ложке соли и сахара.

.