ДВА РОКОВЫХ «НЕУДА» БОРИ С НАХАЛОВКИ
ЗАВТРА ИСПОЛНИЛОСЬ БЫ 70 ЛЕТ РОСТОВЧАНИНУ БОРИСУ ДЕМИЧЕВУ. ОН НАВСЕГДА ОСТАЛСЯ 20-ЛЕТНИМ...
Начало 50-х годов. Ростов. Какой беспечной и счастливой была у нас, четырнадцатилетних, тогда жизнь! И зимы были другими: Ростов заваливало снегом. Время после уроков отдавалось конькам и санкам. А лето! Ясные, жаркие дни, чистая донская вода. Дни напролет - на городском пляже. Футбол, волейбол, игры на песке... Конечно же, мы еще и учились в школах. Но кто тогда из тысяч мальчишек придавал учебе какое-то особенное значение? Учились, чтобы не расстраивать родителей, чтобы не быть второгодниками, чтобы закончить школу...
В 1950 году мальчишка с ростовской Нахаловки Боря Демичев закончил семь классов неполной средней школы № 70. И перед ним встал вопрос: куда идти учиться? В школе Боря хорошо рисовал. Все плакаты и лозунги писал только он. Потом Борис талантливо сделает несколько репродукций известных картин - но это будет еще не скоро. Но тогда, в 14 лет, кто видел себя художником? А вот моряком!..
Почти все мальчишки в том возрасте и в то время мечтали о море. Рядом - Дон, у курсантов - красивая форма. Привлекали корабли, экзотика дальних странствий. И Боря поступил на судоводительское отделение речного техникума.
Передо мной - его оценки успеваемости за первые три курса. Тройки, четверки… «Фифти-фифти», как говорят англичане: 50 на 50. К лету 1953 года были окончены три курса техникума и пройдена практика на теплоходе «Академик Скрябин». Оставались последний, четвертый, курс, сдача госэкзаменов и получение диплома штурмана-судоводителя.
С фотографий того времени смотрит безмятежное лицо счастливого молодого ростовчанина...
Но первая зимняя сессия четвертого курса принесла неприятности. Боря не сдал зачет «Эксплуатация речного флота» и экзамен «Судовая электротехника». Наверное, почувствовав близость окончания техникума, парень расслабился. Возможно, повлияли «не те» друзья. Может, были и другие причины, но в результате зимняя сессия завалена.
Беда никогда не приходит одна. В марте 1954 года, после тяжелой болезни, умирает мама, Анна Селиверстовна.
Мать и сын всегда были рядом. С мамой Борис пережил тяжелые годы войны и оккупации. Ее смерть стала страшным ударом для юноши. Он «слетел с катушек», начал пропускать занятия и не смог ликвидировать «хвосты».
20 мая в речном техникуме, уже ставшем училищем, появился приказ № 124, в соответствии с которым курсант Демичев к экзаменам не допускался. Ему предоставлялся отпуск, после которого он обязан был прибыть в Волго-Донское пароходство для работы - согласно распределению молодых специалистов, но без права занимать дипломированные должности. В приказе был и спасительный параграф: через год разрешалось ликвидировать «хвосты» и сдать госэкзамены.
В июне училище получило извещение пароходства, что прослушавший полный курс училища по специальности судоводителя Б.М. Демичев назначен дублером капитана судна «Социализм» с окладом 410 рублей в месяц. Предстояло плавание молодого моряка вдоль берегов Дона.
К зиме навигация закончилась, и дублер капитана, получив повестку из военкомата, 28 декабря 1954 года был призван на флот.
Все новобранцы попадают в отряд, где их учат военным флотским специальностям. Прошел через «учебку» и матрос Демичев. Досконально освоил боцманское дело. А дело это очень сложное - поддерживать порядок на корабле!
К июлю «учебка» закончена. Матрос Демичев аттестован на боцмана и направлен на флагман Черноморского флота - ЛИНКОР «НОВОРОССИЙСК».
Еще из «учебки» Боря послал в родное училище письмо с просьбой о вызове для сдачи экзаменов. Вызов прислали. Но на четвертом месяце службы матросу отпуск не дали. В письмах домой Боря выразил по этому поводу досаду и сожаление. Мечты о дипломе отодвигались.
Потом были письма с беспокойством за учебу младшего брата, тревога о здоровье отца. Это письма уже не мальчика, но мужчины. Единственной радостью, как написал Борис, стало известие о сокращении на год срока службы.
28 октября 1955 года линкор «Новороссийск» возвратился из учебного выхода в море и встал на левый якорь. В 19 часов состоялся развод корабельного наряда. Команда готовилась к ужину и ко сну. Наступала тихая лунная осенняя ночь на 29 октября. В 29-м кубрике, где размещалась боцманская команда, все, кроме вахтенных, спали.
В 1 час 30 минут 48 секунд через центр 29-го кубрика пройдет все и всех уничтожающий огненный смерч взрыва. Кубрик станет адом!
Боцманская команда линкора насчитывала около 60 моряков. После гибели корабля в живых остались 15. Кто как погибал, уже никто не расскажет. Было три страшных исхода. Первый - мгновенный, от взрыва. Второй - в воде, когда на падающих в воду моряков обрушилась палуба переворачивающегося корабля, и на головы падало все, что находилось на ней. И третья - медленная смерть в чреве корабля, где, выполняя приказы, вели бой с водой на своих боевых постах и в аварийных партиях десятки моряков.
Как погиб строевой боцманской команды матрос Демичев, уже не узнать. Но хочу верить, что он не утонул. Выходец с Дона, почти штурман, Борис хорошо плавал. И хочу верить, что убил его не взрыв: боцманы обязаны быть первыми на палубе, поэтому их койки ближе к трапу, и это тогда спасло жизнь некоторым.
Верю, что оглушенный взрывом и сброшенный с койки, матрос Демичев с первых минут трагедии был среди своих товарищей в битве с водой. И так как команды покинуть боевые посты не было, все, кто вел эту битву внутри корабля, оставались живы еще несколько часов, пока линкор уходил под воду...
В конце декабря 1955 года Ростовский горвоенкомат получил свидетельство о смерти матроса Бориса Матвеевича Демичева. В нем сообщалось, что матрос до конца выполнил свой долг перед Родиной и погиб на боевом посту. Свидетельство военкомат вручил отцу моряка.
Так закончилась жизнь юноши с ростовской Нахаловки, перечеркнувшего ее когда-то двумя «неудами». Если бы молодость знала...
На старом севастопольском кладбище, где хоронили «новороссийцев», в скорбном вечном молчании застыл 12-метровый моряк с опущенным флагом. На постаменте слова: «Родина - сыновьям». Один из сыновей - ростовчанин, матрос Борис Демичев.
Десятилетия подвиг моряков и гибель линкора замалчивались. Но 5 июля 1999 года, через 45 лет после трагедии, Президент уже нового, другого, государства, подписал Указ о награждении героев-моряков, погибших, умерших за прошедшие годы и еще живых, орденом Мужества. Среди награжденных - матрос Борис Матвеевич Демичев (посмертно).
На последней фотографии Боря снят в овале, напоминающем иллюминатор. Возможно, последним видением жизни 20-летнего ростовчанина была забортная вода, что плескалась за иллюминатором...
18 февраля 2005г., «Вечерний Ростов»
|