НИКОГДА НЕ ИЗМЕНЮ ВИВАЛЬДИ!
"ГРАНД-ПЕДАЛЬ" СПОСОБНА НА ЧУДЕСА
Руководитель уникального инструментального дуэта из Ростова-на-Дону "Баркарола" Николай Гарликов исполняет музыку... ногами. "Труд" - первая газета, написавшая об этом еще пять лет назад. Как же сложилась судьба наших героев?
Николай Гарликов - по профессии врач. Прежде работал на "скорой помощи". Еще в детстве увлекся музыкой Баха. Услышал однажды звуки органа, и, никогда не видевший этого инструмента живьем, он вознамерился изобрести свой. Чтоб звучал не хуже классического и помещался бы в багажнике автомобиля.
Уже студентом медицинского вуза, не боясь насмешек, поступил в детскую музыкальную школу. За три года (экстерном и с отличием!) окончил ее по классу скрипки. Получив диплом доктора, днем лечил больных, а по вечерам раскладывал на столе справочники по механике, математике, биомеханике, анатомии. Десять лет ушло на изучение теории, еще пять лет потребовалось на создание опытного образца органа. Квартира в это время больше напоминала мастерскую, где повсюду разложены детали, дымится паяльник, жужжит дрель. Николаю пришлось освоить профессии слесаря и токаря. Ирине, жене, досталась "ювелирная" работа - шлифовка деталей напильником.
Результат оправдал все усилия. Классический орган, пояснил мне Николай Гарликов, располагает лишь пятью октавами. У "Гранд-педали" их целых шесть. К тому же клавиши на необычном инструменте размещены компактно, что позволяет исполнять сложнейшие классические произведения в быстром и сверхбыстром темпах.
За прошедшие годы какие только истории не случались с "Гранд-педалью". Несколько раз она попадала под дождь. Однажды при доставке к концертной площадке ее уронили помощники. Как выяснилось, ничто не сказалось на качестве звучания. Дело в том, что многие детали для своего детища Гарликов покупал в магазине "Сделай сам". В середине 90-х годов там продавали сверхпрочные материалы - отходы оборонного производства. Они-то и стали надежной основой органа.
Оформить патент на инструмент помог один из ростовских бизнесменов, оплативший непосильные для четы расходы. Кстати, формула изобретения включила в себя 11 новых позиций, не встречающихся в мировой практике. В частности, исполнитель может играть одновременно на "Гранд-педали" и на флейте, гобое, балалайке - любом музыкальном инструменте, который можно держать в руках. Гарликов предпочел гитару. Когда Ирина освоила исполнение на соло-гитаре, дуэт "Баркарола" стал разучивать оркестровые партитуры, ведь только при помощи ног оказалось возможным извлекать целую лавину звуков! К ножным клавишам, расположенным на сферической поверхности, музыкант прикасается металлическими отростками - контактами, вмонтированными в обувь.
Помимо городов и сел Ростовской области, в последние годы ансамбль с успехом выступил в Ялте, Алуште, Москве, Харькове. Кстати, харьковские фанаты создали клуб почитателей "Баркаролы" - без рекламы на ТВ и других СМИ концерты дуэта всегда проходят в переполненных залах. Небольшие размеры инструмента и скромный вес (всего 23 килограмма) позволяют музыкантам помещать весь реквизит в небольшом автомобиле и откликаться на приглашения жителей даже далекой сельской глубинки.
- Однажды, помню, - рассказывает Николай Гарликов, - мы выступали в поселке Сандата на Верхнем Дону. Школьники пришли в зал, не скрывая пренебрежительных ухмылок. После концерта их было не узнать. Притихли. Видимо, впервые слышали настоящую классическую музыку.
Билеты, особенно в сельской глубинке, стоят от 20 до 50 рублей. И порой не покрывают даже транспортных расходов. Время от времени рядом с Гарликовыми возникают ловкие продюсеры, которые предлагают "Баркароле" репертуар современной попсы. Разумеется, сулят приличные гонорары. "У нас своя генеральная линия", - отвечает им Гарликов. Автору этих строк собственную позицию он объяснил так:
- В детстве я рос на музыке Баха, Вивальди, Генделя. Великие творения подвигли меня на создание инструмента. И теперь я изменю этим композиторам? Ни за что!
После одного из концертов в небольшом городке к сцене подошла 17-летняя девушка: "Я - страстная поклонница рэпа. Ничего другого не хотела признавать. То, что я сейчас услышала, открыло для меня новый, незнакомый мир - мир гениальной музыки".
Прощаясь со мной, Николай образно пояснил: "Среди нашего окружения есть немало художников, которые не пишут картины ради денег. Для них небесный капитал важнее. Как, впрочем, и для нас с Ириной... "
Когда я дописывала эти строки, Гарликовы паковали багаж в старенькие "Жигули". Приближались очередные гастроли...
Trud.ru № 56 за 01.04.2005
|