rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

КОМБАЙН КОСИТ И САМ СЕБЯ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ГОРЮЧИМ

Студент из Ростова-на-Дону разработал устройство, позволяющее комбайну "Дон-1500" обходиться без дизельного топлива. Благодаря новшеству двигатель сможет работать за счет сжигания незерновой части урожая - соломы и половы.

Сенсации порой рождаются тихо и незаметно. В одной из аудиторий конструкторского факультета Донского государственного технического университета летом нынешнего года шла защита дипломного проекта. Худенький вихрастый паренек (кстати, отличник - за пять лет учебы лишь одна четверка в зачетке) доказывал седовласым профессорам, что дорогое дизельное топливо, используемое при уборке урожая, вполне можно заменить тем, что валяется в буквальном смысле под колесами комбайна - соломой и половой. В своей работе студент в качестве поставщика энергии рассматривал полову - пустые оболочки, остающиеся после обмолота зерна. "Полова компактнее, ее измельчать не надо", - объяснил он выбор сырья ученым мужам. При этом солома тоже годится на эту роль, так как ее теплотворная способность по отношению к нефти составляет 60 процентов.

По предлагаемой Олегом Полушкиным, выпускником ДГТУ, схеме после обмолота зерна полова поступает в отборник - специальный лоточек. Затем транспортируется наверх, прессуется и отправляется в газогенератор. После неполного сгорания (так задумано) образуется газ - СО. Он-то затем и является движущей силой для комбайнового двигателя.

Установка, весящая не более 200 килограммов, ненамного увеличит стоимость комбайна. Зато в эксплуатации он быстрее окупит себя, так как расход дизельного топлива уменьшается при этом на восемьдесят процентов. Для намолота одного бункера зерна - 3,5 тонны - потребуется 100 килограммов половы. Это всего лишь 1/48 часть того, что "пережевывает" в своем чреве комбайн, намолачивая этот самый бункер.

Члены комиссии придирчиво разглядывали чертежи, выполненные на ЭВМ в современной машинной графике, и засыпали выпускника каверзными вопросами. И на все из них находились четкие ответы. Система защиты от пожара автором предусмотрена. В частности, зола, попадая на поле (к слову - в виде весьма полезного удобрения), проходит несколько ступеней охлаждения. Вредных веществ в атмосферу будет попадать гораздо меньше, чем от использования обычного дизельного топлива. Одним словом, плюсы студенческой работы очевидны.

Но предложение на первый взгляд кажется чересчур революционным и маловероятным в практическом применении. Прокомментировать эту работу мы попросили доктора технических наук, профессора кафедры "Сельскохозяйственные машины и оборудование" Донского государственного технического университета А.Д. Чистякова:

- Ничего несбыточного в данной идее не вижу. Тем более что в историческом аспекте она уже имела место. Достаточно вспомнить автомобили, работавшие в 30-е годы у нас в России на твердом топливе. Запасся автомобилист вязанкой дров и - поехал. Так называемые послевоенные полуторки - вспомните фильмы начала 50-х - тоже были оборудованы приспособлениями для сжигания дров и переработки их в газ.

Сейчас проблема применения возобновляемых, более экологичных источников энергии приобрела актуальность в связи с двумя обстоятельствами. Первое - постоянный рост цен на горючее, получаемое из нефти и, соответственно, значительно повышающее себестоимость сельхозпродукции и снижающее ее конкурентоспособные качества. Второе - проблема утилизации пожнивных остатков. Ежегодно в России, помимо зерна, производится от 70 до 140 миллионов тонн незерновой части урожая - соломы и половы. На нужды животноводства идет от 3 до 10 процентов этого количества. Запахивание пожнивных остатков требует затратных, энергоемких технологий. Поэтому в большинстве хозяйств идут по самому простому пути и сжигают незерновую часть урожая, что наносит непоправимый вред флоре и фауне. После сожжения огромных скирд почва восстанавливается через 35 - 40 лет. С каждым сжиганием валков скошенной соломы индекс плодородия почвы уменьшается на 1/7 часть. Административные методы борьбы с такими поджогами эффекта не дают.

А теперь о самой установке. К ней наш выпускник шел три года, сделав вначале две курсовые работы, в которых частично решалась поставленная задача. В дипломной работе он предпринял весьма успешную попытку решить научную задачу в комплексном виде. Вполне возможно, что внедрение предлагаемой установки даст толчок к применению в сельскохозяйственном машиностроении огромного шлейфа новых технологий.

Работа прошла экспертизу в конструкторском бюро "Ростсельмаша", где получила у специалистов высокую оценку. Она значительно повышает планку уровня обычных студенческих работ.

Между тем до промышленного применения предстоит долгий путь, связанный с комплексом опытно-конструкторских работ. Понадобятся и финансовые средства, необходимые для создания опытно-промышленного образца. Но уже сейчас ясно, что студентом выполнена работа пионерного плана, которая может стать событием не только российской науки и практики.

Комбайн косит и сам себя обеспечивает горючим - разве это не заманчиво?

Trud.ru № 152 за 29.08.2002
.