Сломанные крылья «Синей птицы»
За сорок лет Евгений Шевченко построил восемнадцать самолётов собственной конструкции и своими руками.
«Мне бы в небо…»
…Середина шестидесятых, Батайск. У КПП военного аэродрома мнётся мальчишка. Выходящие со службы лётчики привыкли к пацанам — опять будут клянчить подарить патрон или покатать на самолёте. Но новенький вдруг ошарашивает вопросами: «Дядя, а что такое элерон? А закрылки в какой момент выпускать нужно?» Ничего себе интерес для школьника… «Ты кто такой?» — удивлённо поинтересовался пилот. «Я Женька Шевченко, — ответил тот. — Я в небо хочу».
В небо он смог подняться лишь спустя годы, уже после армии. В Киевском авиационном институте Шевченко считался одним из лучших студентов. По ночам он мастерил свой первый летательный аппарат — пока что только дельтаплан. У приятеля были старые «Жигули» — машина взяла «крыло» на буксир. Первый полёт запомнился как первая любовь…
Во время очередного полёта товарищ слишком резко дёрнул машину. Лёгкий аппарат рухнул вниз. Из-под обломков Шевченко достали едва живого.
На восстановление ушло три года. Возможно, другой извлёк бы правильный на взгляд большинства «нормальных» людей урок и завязал с экспериментами. Шевченко решил по-своему: пора строить настоящий самолёт.
Работа подошла к концу, пришла пора давать самолёту имя. Ненадолго задумавшись, Шевченко вывел на фюзеляже «Синяя птица». Символ надежды, удачи и осуществления самых смелых мечтаний…
А КГБ против
О том, что какой-то Шевченко построил самолёт, быстро узнали в компетентных органах. Утром за ним пришли трое в штатском. В КГБ следователь долго допытывался, зачем он вдруг решил построить собственный самолёт, ему что же — советской гражданской авиации не хватает? А может, и Советская власть его не устраивает и он на нём за границу собрался?
Помощь пришла, откуда и ожидать было невозможно. В тот год проходил международный конкурс малой авиации. Советские специалисты несколько лет разрабатывали конструкцию мини-самолёта, но оторваться от земли он так и не смог. Легендарный конструктор Антонов метал громы и молнии, пока кто-то не вспомнил, что в Ростове какой-то местный самоучка чуть ли не из хлама построил самолёт и взлетел на нём в небо. «Доставить ко мне», — распорядился Антонов.
«Экий ты молодец, — изумился Антонов, разглядывая чертежи. — Тебе бы ещё образование, цены бы не было». Потом задумался: «Вот что, иди-ка ты инженером к нам на авиазавод».
«Последняя радость»
На московском заводе Шевченко проработал семь лет. Его «Синие птицы» участвовали в десятках соревнований, завоёвывая призы, пока не грянула перестройка, а за ней и экономический кризис. Шевченко вернулся в Ростов.
…Свой последний самолёт он собрал три года назад. Восемнадцатый по счёту. Один столичный чиновник, узнав о конструкторе из Ростова, заказал Шевченко сверхмалый аппарат. Но пока шла сборка, заказчик то ли охладел к авиации, то ли лишился должности — в общем, заплатить за работу так и не смог. Новый моноплан по традиции должен был получить имя «СП-18». Отчаявшись сдать заказ, Шевченко однажды взял кисточку и вывел на хвосте «Последняя радость».
— Одно время решил: больше не стану самолёты строить, — делится Евгений Александрович. — А то ведь получается всё насмарку. Но идей много, если их не воплощаю, словно корова недоеная хожу…
Но небо не отпускает. Сейчас в своём подвале-мастерской Шевченко собирает подарок для сына — мотодельтаплан со складывающимися крыльями. «Из Ростова до Шахт за полчаса долететь можно, и никакой гаишник не остановит, — говорит конструктор. — Сын у меня тоже небом болеет. Значит, не всё потеряно».
АиФ на Дону, выпуск 49 (657) от 6 декабря 2006 г.
|