rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Содержание материала

Сломанные крылья «Синей птицы»

31За сорок лет Евгений Шевченко построил восемнадцать самолётов собственной конструкции и своими руками.

«Мне бы в небо…»

…Середина шестидесятых, Батайск. У КПП военного аэродрома мнётся мальчишка. Выходящие со службы лётчики привыкли к пацанам — опять будут клянчить подарить патрон или покатать на самолёте. Но новенький вдруг ошарашивает вопросами: «Дядя, а что такое элерон? А закрылки в какой момент выпускать нужно?» Ничего себе интерес для школьника… «Ты кто такой?» — удивлённо поинтересовался пилот. «Я Женька Шевченко, — ответил тот. — Я в небо хочу».

В небо он смог подняться лишь спустя годы, уже после армии. В Киевском авиационном институте Шевченко считался одним из лучших студентов. По ночам он мастерил свой первый летательный аппарат — пока что только дельтаплан. У приятеля были старые «Жигули» — машина взяла «крыло» на буксир. Первый полёт запомнился как первая любовь…

Во время очередного полёта товарищ слишком резко дёрнул машину. Лёгкий аппарат рухнул вниз. Из-под обломков Шевченко достали едва живого.

На восстановление ушло три года. Возможно, другой извлёк бы правильный на взгляд большинства «нормальных» людей урок и завязал с экспериментами. Шевченко решил по-своему: пора строить настоящий самолёт.

Работа подошла к концу, пришла пора давать самолёту имя. Ненадолго задумавшись, Шевченко вывел на фюзеляже «Синяя птица». Символ надежды, удачи и осуществления самых смелых мечтаний…

А КГБ против

О том, что какой-то Шевченко построил самолёт, быстро узнали в компетентных органах. Утром за ним пришли трое в штатском. В КГБ следователь долго допытывался, зачем он  вдруг решил построить собственный самолёт, ему что же — советской гражданской авиации не хватает? А может, и Советская власть его не устраивает и он на нём за границу собрался?

Помощь пришла, откуда и ожидать было невозможно. В тот год проходил международный конкурс малой авиации. Советские специалисты несколько лет разрабатывали конструкцию мини-самолёта, но оторваться от земли он так и не смог. Легендарный конструктор Антонов метал громы и молнии, пока кто-то не вспомнил, что в Ростове какой-то местный самоучка чуть ли не из хлама построил самолёт и взлетел на нём в небо. «Доставить ко мне», — распорядился Антонов.

«Экий ты молодец, — изумился Антонов, разглядывая чертежи. — Тебе бы ещё образование, цены бы не было». Потом задумался: «Вот что, иди-ка ты инженером к нам на авиазавод».

«Последняя радость»

На московском заводе Шевченко проработал семь лет. Его «Синие птицы» участвовали в десятках соревнований, завоёвывая призы, пока не грянула перестройка, а за ней и экономический кризис. Шевченко вернулся в Ростов.

…Свой последний самолёт он собрал три года назад. Восемнадцатый по счёту. Один столичный чиновник, узнав о конструкторе из Ростова, заказал Шевченко сверхмалый аппарат. Но пока шла сборка, заказчик то ли охладел к авиации, то ли лишился должности — в общем, заплатить за работу так и не смог. Новый моноплан по традиции должен был получить имя «СП-18». Отчаявшись сдать заказ, Шевченко однажды взял кисточку и вывел на хвосте «Последняя радость».

— Одно время решил: больше не стану самолёты строить, — делится Евгений Александрович. — А то ведь получается всё насмарку. Но идей много, если их не воплощаю, словно корова недоеная хожу…

Но небо не отпускает. Сейчас в своём подвале-мастерской Шевченко собирает подарок для сына — мотодельтаплан со складывающимися крыльями. «Из Ростова до Шахт за полчаса долететь можно, и никакой гаишник не остановит, — говорит конструктор. — Сын у меня тоже небом болеет. Значит, не всё потеряно».

АиФ на Дону, выпуск 49 (657) от 6 декабря 2006 г.
.