Последний полёт
Бывает, судьба так ударит, что жить не хочется. И былое счастье кажется чужим и нереальным...
«Дёрнула кольцо перед самой посадкой»
Но оно же было... Первый прыжок с парашютом. Первая любовь и первый букет полевых цветов. Тогда, перед прыжком, она не спала всю ночь - до утра сочиняла стихи о небе. Бывает же такое: счастливая ночь без сна. Эта ночь теперь живёт только в памяти Елены ГЛАДКОВОЙ. Позже ещё сотни прыжков. И нередко риск.
- С другом поспорила, кто ниже всех раскроет парашют. Настолько увлеклась, что напрочь забыла о технике безопасности. Дёрнула кольцо аж перед самой посадкой, - вспоминает Елена Ивановна. - В другой раз, во время прыжков в Азове, поднялся сильный ветер. И как на воздушном шаре, меня унесло в поле. В это время там тракторист пахал, не подозревая, что рядом идут учения. Когда я приземлилась прямо перед его трактором, он вывалился из кабины от испуга. Замахал руками. Подумал, будто я инопланетянка. А на тринадцатом прыжке произошёл вовсе мистический случай. В куполе нового парашюта оказалась здоровенная дырка. Тогда я сильно ушиблась, но чудом осталась жива.
Всякий раз судьба благосклонно отводила беду. А потом пришла первая любовь с букетом полевых цветов и осталась навсегда в её жизни. Геннадий стал её мужем.
«Пистолеты отобрали, чтобы мы не застрелились»
Вскоре после свадьбы Елена родила ребёнка. А через несколько лет поступила в Калужский авиационный институт. Вернувшись в Ростов, молодая лётчица стала вторым пилотом на «Ан-2», потом комадиром «Як-40». Сын, муж, любимая профессия - иное счастье трудно представить.
...Самолёт рейса Ростов - Николаев 13 октября 1977 года поднимался в воздух. На высоте 200 метров неожиданно раздался хлопок. И машину резко затрясло. Было ясно - случилась беда. На штурвале экстренного снижения встретились руки пилотов. В кабину влетел бортмеханик. Он был зелёного цвета и с трудом произнёс: «Там из бокового люка выпала женщина с ребёнком».
- Главное - посадить машину, говорила я себе. И пыталась не слышать криков испуганных пассажиров, доносившихся из салона. Две женщины потеряли сознание. Стюардессы, едва держась на ногах, из последних сил пытались их откачать. Минут через пять мы приземлились. И вот здесь началось... Сначала мне показалось, что ноги у меня полностью отнялись. Я не могла идти, как и большинство пассажиров и членов экипажа.
Держась за врачей, которые подъехали к самолёту, Елена Ивановна вышла из кабины. Пассажиров приводили в чувство тут же, на взлётной полосе.
- Тогда было положено с пистолетами летать, - говорит Гладкова. - Едва мы ступили на землю, милиция их у нас конфисковала: очевидно, чтобы никто не застрелился.
«Первый месяц почти не спала»
Пока шло следствие, Елену от полётов отстранили.
- А я и не думала, что смогу ещё полетать. Страшный стресс подорвал здоровье. Первый месяц почти не спала. И если бы не муж, кто его знает, нашла бы в себе силы, чтоб жить дальше, или нет...
А через полгода - очередное горе. Муж явно опаздывал с работы. Наконец поздно вечером - звонок в дверь. На пороге стоял свёкор: «Геннадия сбила машина. Насмерть». Казалось, небо рухнуло на землю. Судьба, выдав щедрый аванс, забрала счастье обратно. Елена осталась одна с ребёнком и по-прежнему под угрозой быть осуждённой за открывшийся люк...
Спустя пару лет тучи слегка рассеялись - суд оправдал Елену Ивановну, признав виновным в трагедии наземного техника, который не проверил люк перед взлётом. На работе её восстановили. И ещё много раз она поднималась в воздух. Но уже без той радости, которая не давала ей в молодости уснуть перед первым прыжком.
От редакции
Сегодня Елена Ивановна на пенсии. Но по-прежнему работает в авиации - готовит карты полётов для нынешних лётчиков.
05.04.2006 «АиФ на Дону»
|