rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Судьба музыканта

34«Так хочется взять аккордеон и куда-нибудь поехать на гастроли», – мечтательно вздыхает Владимир Ефимович Пилипко. Хотя ему 84 , он подтянут и одет с иголочки…

Увы, поехать на гастроли невозможно: вот уже 8 лет его жена, Валентина Митрофановна, не встает с постели: у нее тяжелый диабет и муж заботливо ухаживает за своей верной подругой. Иногда она просит сыграть что-нибудь для нее, и тогда Владимир Ефимович берет в руки аккордеон и поет романсы Петра Лещенко и другие песни их молодости.

Гарольд Ллойд и блатная музыка

Владимир Пилипко родился в 1922 году. Отец его был рабочим, мама — швеей. Семья Пилипко жила сначала на Полицейской улице – нынешней Тургеневской, а потом, когда во время войны дом разбомбили, перебралась на Воронцовскую – теперешнюю Баумана.

— На месте нынешней площади Советов стоял храм, который большевики взорвали в 30-х, и руины еще долгое время никто не убирал, — вспоминает Владимир Ефимович.— Мальчишками мы подрабатывали тем, что носили с развалин кирпичи на подводы, по копейке за кирпич. А билет в «Культкино» (позже – кинотеатр «Родина») стоил 5 копеек. С каким восторгом мы смотрели «Золотую лихорадку» с Чарли Чаплиным, обожали фильмы с американским комиком Гарольдом Ллойдом – «Бабушкин внучок», «Подкова счастья»!..

Жизнь вокруг разительно отличалась от экранной.

— Я рос в районе Старого базара, а там всегда обитала воровская публика. Я с детства знал воров в законе: был у нас Володя Сильва, Кузнец, братья Шумаки. Мы с ворами были нужны друг другу, — объясняет Владимир Ефимович. — Был голод, хлеб отпускали по карточкам. Воры давали нам краденые карточки – конечно, это были чьи-то слезы — и просили отоварить их в магазине, чтобы самим не светиться. За это давали кусок хлеба, он назывался «птенец» или «птюха». «Птюха» съедалась за секунду.

Щипачи, форточники, домушники, гоп-стопники были привычным окружением тамошних пацанов.

— А мы были «краснушники»: воры подсказали нам, как добывать пропитание, — признается музыкант. — «Портянки», то есть милиционеры, иногда ловили нас, драли уши. Хорошо, что старшие сестры — Таня и Варя – следили за мной. Мать просила их глаз с меня не спускать. Они уберегли меня от того пути, по которому потом пошли многие с наших улиц.

Сцена вылечила от заикания

В 39-м году приятель Илюша Теряев привел Володю в так называемый «Нацдиск» – Дом национальных искусств, находившийся на углу Советской и 13-й линии.

 — Авдей Христофорович Колпакчиев – необыкновенный гитарист – спросил меня: «Петь умеешь?» «Умею!» – ответил я, — продолжает Владимир Ефимович. – К тому времени я уже имел «подзаборное» музыкальное образование: ребята во дворе научили играть на гитаре и петь блатные песни.

Колпакчиев принял Володю в свой цыганский ансамбль. Летом артисты отправились на гастроли по области, выступали в клубах, а спали под открытым небом, на сене.

— Вернулся я исхудавшим, чумазым. Мама была в ужасе, и с ансамблем было покончено. У меня еще долгое время хранились ноты Авдея Христофоровича – он сочинял интересную музыку для семиструнной гитары, но верно говорят: не одалживай никому ноты и жену – не вернут. Ноты мне не вернули.

Когда началась война, Володю отправили служить в Сальск в авиационный полк. Но вскоре он получил тяжелую контузию, после которой стал сильно заикаться.

— Тогда мне посоветовали, что от заикания можно избавиться при помощи пения. В 1943 году я попал в ростовское училище искусств имени Луначарского, стал учиться вокалу.

Кроме вокала, Пилипко осваивал в училище игру на аккордеоне, и в 1945 у него появился собственный инструмент: родители подарили ему немецкий аккордеон «Hohner». А через год молодая музыкантша Элеонора Софьянопуло – дочь известного джазмена 30-х годов – собрала ансамбль аккордеонистов, и в канун 1 мая в кинотеатре «Комсомолец» впервые заиграл оркестр. Среди музыкантов был и Володя Пилипко.

Оркестры тогда были во всех кинотеатрах. Первый джаз-оркестр появился в «Колизее» – нынешнем «Буревестнике». Играли в «Родине», которая называлась сначала «Художественным», затем «Культкино», потом «Юнштурм». Был свой оркестр в кинотеатре «Солей», переименованном в «Гигант» – он располагался в здании нынешнего ДК строителей. Звучала музыка в кинотеатре «Победа», который сначала назывался французским словом «Руж» (красный).

— В «Комсомольце» за фортепьяно сидел ставший впоследствии известным композитором, почетным гражданином Ростова Георгий Балаев, — рассказывает Пилипко. – Здесь же играла и Нелли Воскерчан, позже – Балаева. Тогда они были моими соучениками по училищу, нас до сих пор связывает тесная дружба.

Лиля и «космополитский инструмент»

Девушки-оркестрантки были одеты в нарядные белые платья. Одна из них – очаровательная Лиля Ровчак — завоевала сердце молодого музыканта. Красавица Лиля была солисткой, она исполняла песенку из фильма «В шесть часов вечера после войны», «Дождливым вечером», а Владимир пел «Темную ночь» и утесовского «Извозчика». У Владимира был белый аккордеон, а у Лили такой же красный – он очень эффектно смотрелся на фоне белого платья. Люди приходили в «Комсомолец» специально, чтобы послушать ансамбль аккордеонистов – это было необычно.

А в 1948 году вышло постановление ЦК партии, после которого аккордеон, наряду с гитарой и саксофоном, оказался под запретом – он был объявлен космополитским инструментом, идеологически вредным. Из школ и оркестров аккордеон убрали. Поэтому училище Владимир окончил только по классу вокала и получил диплом №1.

— Кто-то же должен был стать первым. Им оказался я, — улыбается Владимир Ефимович.

Владимир с Лилей поженились и стали ездить с выступлениями по всему Советскому Союзу. Летом выступали в санаториях Хосты, Сочи, Лазаревского. Жизнь была красивой и праздничной. У них родилась дочка Ангелина — её назвали в честь балерины Лины Варсавины. Но когда пришло время отдавать Лилиного сына от первого брака в школу, семья вернулась в Ростов.

— Я устроился в оркестр железной дороги и одновременно работал проводником, — вспоминает Владимир Ефимович. – Мы ездили по маршруту Ростов—Ейск и давали концерты на станциях. А Лиля продолжала выступать в Ростове.

Поклонники окружали Лилю вниманием. После концертов – всегда цветы, комплименты. Пока Владимир был в разъездах, Лиля встретила другого мужчину. Новый муж, военный, увез Лилю с дочкой в Среднюю Азию. В послед-ний раз Владимир Ефимович видел дочь шестилетней девочкой.

— Я разыскивал их адрес, чтобы посылать алименты, — делится Владимир Пилипко. – В милиции сначала не могли понять, зачем я ищу бывшую жену, спрашивали: она вас что, обокрала? А потом стали смеяться: сказали, что это первый случай в их практике.

Сейчас Ангелине 58 лет.

— Мне очень хотелось бы повидаться с дочерью. Она живет в Москве. Я много раз писал ей, но мои письма так и остались без ответа, — печально говорит Владимир Ефимович.

Валя и «Cкандали»

В 1954 году снова открылся не работавший долгое время кинотеатр «Буревестник», и Пилипко пригласили туда солистом.

— Раз в месяц мы меняли программу – надоедало играть одно и то же. Солисткой в «Буревестнике» была Инна Иванян – любимица руководителя оркестра. Ей доставались самые популярные песни: она пела «Бессамэ мучо» и шлягеры сверхпопулярной тогда Лолиты Торрес. А мне поручали петь революционные песни.

— Мне одни только коммунисты аплодируют! — посетовал руководителю Пилипко (который сам коммунистом не был). Тот позволил ему петь «Ты не хмурься» – легкий фокстрот, с которым Пилипко не раз срывал аплодисменты.

Тогда его и заметила Валя – его нынешняя жена. Она попросила подругу познакомить ее с симпатичным певцом.

— Мы встретились с Валей, и между нами сразу вспыхнула любовь с первого взгляда.

Валя преподавала русский и литературу в школе. А Владимир шесть раз в неделю давал по 4 концерта: два перед сеансами в красном зале, два – в синем.

— Заканчивал работу в 10 вечера, и куда-нибудь идти было поздно: ни в театр не попадешь, ни в кино. Через год Валя сказала: каждый вечер я жду тебя одна. Может, ты лучше пойдешь работать в школу? – вспоминает Пилипко. – И я стал учителем музыки в 37-й школе – той самой, где учился Солженицын.

В 1959 году Владимира Пилипко пригласили вести студию аккордеона во Дворце пионеров – тогда уже инструмент был реабилитирован. А в 60-м оркестры при кинотеатрах навсегда закончили свое существование.

— Недавно мне позвонил незнакомый мужчина и сказал: «Я помню, как вы пели в «Буревестнике». Это было удивительно, — признается Пилипко.

Во Дворце пионеров Владимир Ефимович проработал больше 40 лет. Многие ученики, которые делали в его студии первые шаги, стали замечательными музыкантами: Юрий Кинус, Алексей Прозоров, Наталья Морозова – она сейчас в Москве.

— Обратили внимание, как называется мой аккордеон? «Scandali»(«Скандали») — божественный инструмент! Так хочется взять его и еще куда-нибудь поехать, – мечтательно вздыхает музыкант.

Но это невозможно: вот уже 8 лет его жена, Валентина Митрофановна, не встает с постели: у нее тяжелый диабет. Владимир Ефимович — сам очень подтянутый, одетый с иголочки мужчина – заботливо ухаживает за своей верной подругой. Иногда она просит сыграть что-нибудь для нее, и тогда Владимир Ефимович берет в руки аккордеон и поет романсы Петра Лещенко и другие песни их молодости.

                                                                                                                                                                        "Газета Дона" (Ростов-на-Дону) 17(385) от 26-04-2006     
.