Юрий Башмет не нашел свой дом
За несколько часов до начала своего юбилейного концерта в Ростове всемирно известный музыкант и дирижер Юрий Башмет тщетно пытался найти здесь дом, в котором он родился и жил со своей семьей до шести лет.
– Когда-то давно я видел его и даже застал там соседей, которые помнили моих родителей... Теперь же это место в районе Ростовского порта не узнать. На месте моего родного дома с коммунальными квартирами стоит высокое современное здание, – грустно констатирует музыкант.
Во время его многочисленных зарубежных гастролей не редко в концертных программках пишут: «Родился в украинском городе Ростове-на-Дону».
– Не знаю, почему они считают, что Ростов – это Украина? – недоумевает Юрий Абрамович.
Несмотря на то, что давал сольные альтовые концерты в таких залах, как нью-йоркский Карнеги-холл, амстердамский Концертгебау, лондонский Барбикан, миланский Ла Скала, российской публике Юрий Башмет отводит особое место. Объясняет это просто: «Во время концертов перед соотечественниками чувствуется не только музыка, но и наша общность».
Накануне 55-летнего юбилея к многочисленным званиям и наградам музыканта (Башмет – народный артист СССР, лауреат Государственной премии, имеет орден 3-й степени «За заслуги перед Отечеством» – ред.) прибавился еще и Орден почета, а на днях он наконец получил и престижную музыкальную премию « Грэмми», на которую до этого номинировался уже пять раз.
Поздравившая его Земфира выразилась очень оригинально: «Ты и эту индустрию сумел прогнуть!»
По всей видимости, Земфира имела в виду феномен Башмета, который умеет вдохнуть в классические музыкальные произведения новую жизнь. Именно поэтому на его концерты приходят люди разных возрастов и музыкальных пристрастий.
Творческая судьба была довольно благосклонна к Башмету. Будто щадя и не давая распылять по всякого рода мелочам его необыкновенный талант. После Московской консерватории он поступил в аспирантуру, затем стал преподавателем. Еще в студенческие годы Башмет получил вторую премию на Международном конкурсе альтистов в Будапеште и Гран-при в Мюнхене, тогда же он уже начал активную концертную деятельность.
Пожалуй, единственной серьезной неприятностью за большую творческую жизнь явились разногласия в созданном им в 1986 году камерном оркестре «Солисты Москвы». В начале девяностых музыканты приняли решение остаться во Франции, а Юрий Башмет посчитал это неприемлемым для себя. Он покинул оркестр, вскоре прекративший свое существование. А в 1992 году Башмет собрал из молодых музыкантов – выпускников и аспирантов Московской консерватории – новый состав «Солистов Москвы», который успешно работает и по сей день.
Помимо этого в 2002 году Юрий Абрамович стал еще и художественным руководителем, и главным дирижером Государственного симфонического оркестра «Новая Россия».
Несмотря на репутацию рискованного музыканта, любящего импровизировать и отходить от стереотипов, он не меняет альт мастера Паоло Тесторе уже более тридцати пяти лет. Новым, более дорогим и современным смычкам тоже предпочитает свой старенький, привезенный еще из ГДР. «Они для меня как живые», – объясняет музыкант свою привязанность.
Эти инструменты уже своего рода талисманы великого маэстро. Ведь, играя на них, он стал тем, кем знает его сегодня весь мир.
19.02.2008г., НВ.
|