ЧТО НАША СТЕПЬ БЕЗ БАБ…
Половецкими каменными бабами патриоты донского края гордятся, как султаны жемчужинами своего гарема.
А сколько сложено в их честь стихов! Только вот незадача: напечатают в ином издании рифмованное посвящение каменной бабе, рядом - фото поместят. Глядишь: на снимке-то не баба, а мужик...
НЕ РАЗ СЛУЧАЛОСЬ мне наблюдать такую картину: разглядывают туристы каменные половецкие изваяния, языками цокают: ну и идеалы женской красоты у степняков! Вот это баба... Мужик, да и только.
А ведь и в самом деле каменного мужика обступили...
Да что там туристы! Одна из наших читательниц слушала в Питере лекцию какого-то академика (сколько ныне всяких разных университетов и академиков невесть каких академий), который утверждал, что знаменитые каменные изваяния наших степей - свидетельство царившего здесь матриархата. Сплошь бабы.
Стало быть, уж до берегов Невы докатилось это заблуждение.
Так кого же ваяли из камня половцы? Мужиков или баб?
И тех и других. Баб воздвигали в память об умерших родичах (как говорят знатоки, «баба», по-тюркски, это - «изваяние», «изображение»). Разумеется, не простых, а знатных.
Вопрос о том, какие у половецкой элиты были титулы и связанные с ними привилегии, в ученом мире вызывает большие споры.
Еще в средние века в Европе появился так называемый «Половецкий словарь». Современные исследователи не вполне ему доверяют, однако, согласно этому словарю, высшим титулом у половцев был «хан» (что якобы соответствовало европейскому титулу «император»), за ханом -«солтан», потом беки, за ними - бей (эдакий половецкий аналог западноевропейского барона).
Но почему ханские, солтанские, бейские и прочие половецкие аристократки такие коротконожки? Почему они нередко с обнаженной грудью? Будь у половцев мода на такие смелые костюмы, русские летописцы или западные путешественники непременно упомянули бы о том....
Ноги у половецких баб (изваяний и мужских, и женских) коротки потому, что половецкие скульпторы кое-что смыслили в перспективе и психологии восприятия. Так считает одна из крупнейших специалистов в этом вопросе Светлана Плетнева «Статуи ставились на постаментах и к тому же на высоких местах, - пишет она в книге, которая так и называется - «Половцы». - Подойдя к изваянию вплотную для принесения жертвы, человек должен был взглядом схватить всю скульптуру, а не только ее ноги, которые в случае изображения их естественной длины казались бы чудовищно длинными».
Но почему встречаются женщины с обнаженной грудью? Загадка.
Есть версия, что у половецких женщин были обряды, в которых они участвовали полуобнаженными, и что существовала таинственная связь между теми мистериями и переходом женской души в мир иной. Но это - только версия.
«КОНЯ НА СКАКУ ОСТАНОВИТ» -
это и о ней, о половчанке
А помните историю женитьбы русского чудо-богатыря Добрыми Никитича?
Ехал Добрыня в чистом поле Навстречу ему - всадница-«поляница».
Завязалась меж ними борьба, «поляница» «сдернула» Добрыню с седла и сунула в кожаный мешок.
В былине девушка-богатырша носит имя Настасьи Никуличны, дочери польского короля.
По мнению Светланы Плетневой, иных кровей «поляница» Кочевница она – половчанка: «Добрыня после того, как был извлечен из кожаного мешка, под угрозой позорной смерти («на долонь кладу другой прижму и в овсяный блин да его сделаю») согласился жениться на «полянице» и когда привез ее в Киев, то прежде всего девушку «привели в веру крещеную». Таким образом она прошла обычный путь девушки половчанки, взятой из степи за русского князя или простого воина: ее прежде надо было окрестить (дать ей христианское имя), а потом уже вести под венец.
Свадебные обряды в степи включали в себя и единоборство жениха с невестой. Поэтому можно думать, что не только Добрыня, но и все, привозившие жен из степи, проходили сначала через языческий свадебный обряд, а по прибытии на родину подтверждали его церковным браком».
Интересно, что не только былинный Добрыня, но и вполне реальные исторические личности женились порой на половчанках, что называется, от некуда деться.
Вот русский князь Святополк Проиграл однажды битву знаменитым половецким ханам Боняку и Тугоркану, и что же? Хан Тугоркан потребовал, чтобы Святополк женился на его ханской дочке.
Политика…
Пример Святополка, по версии Плетневой и для многих других русских князей оказался доброй наукой. Они стали охотно родниться с половецкой знатью «постоянно нужны были союзники и наемники в воинах». На дворе ведь стояло время, которое историки потом назовут эпохой княжеских междоусобиц.
Но вряд ли все браки с половчанками заключались по расчету. Наверно, были и по любви.
Мать вщижского князя Мстислава Владимировича (вдовица), похоже точно - влюбилась в половецкого хана Башкорда и бежала к нему, в степь.
Русская родня княгини этот лирический порыв не одобрила. Это был чудовищный мезальянс.
Русские князья на половчанках жениться могли. Но о том, чтобы русский князь отдал за половецкого аристократа дочь или сестру, половцы и заикаться не смели в разных, как говорят теперь, весовых категориях выступали русские и половецкие аристократы на международной арене.
ЗАМЕТНАЯ ФИГУРА
Возможно, среди каменных баб есть статуи, изваянные в честь знатных крещеных половцев в XII веке (изваяния выставленные в наших музеях датируются Х11-Х111 веками) переход в христианство был у этих кочевников делом нередким. В дошедших до наших времен записках одного западного путешественника имеются пронизанные изумлением строки: он видел похороны крещеного половца, в честь которого насыпали (по-язычески) курган и воздвигли каменную бабу. Вероятно, и этот случай не был исключительным.
Предполагают, что камень для бабы заказывали в ближайшей каменоломне, где добывали его рабы.
Половецкие мастера ваяли фигуру, тщательно шлифовали поверхность (чтобы песчаник не выветривался на воздухе) и ярко ее раскрашивали.
Каждый, проезжающий мимо, должен был поклониться статуе и «покормить» душу предка.
Кстати, бабы в степи стояли не только каменные. Были и деревянные. Одни ученые объясняют это отсутствием на нужный момент подходящего камня, другие - бедностью заказчика, которому каменное изваяние было не по средствам. И тут завеса тайны.
"СКОЛЬКО У НАС БАБ?"
спросили мы у старшего научного сотрудника Ростовского областного музея краеведения Леонида Ильюкова и услышали, что подобная инвентаризация на территории Всевеликого Войска Донского производилась еще до революции, в начале прошлого века. Для учета и описания древностей в преддверии 12-го археологического съезда создали специальную комиссию. По казачьим округам разослали специальные бланки для регистрации имеющихся у них каменных баб, а также других предметов старины, которые сопровождались призывом сохранять древности для потомков.
Насчитали тогда около 300 баб. Женские изваяния преобладали. Их вообще до наших дней дошло куда больше, чем мужских.
Ныне хоть три дня скачи, ни одной бабы каменной посреди степи не встретишь: теперь прописаны они в донских музеях. Лишь изредка еще можно натолкнуться на каменную бабу на каком-нибудь хуторе и - совсем диковинный случай на чьем-нибудь подворье.
Во дворе областного музея краеведения - сразу несколько половецких каменных баб, причем почитаемых: в сосуды для кормления души, которые бабы держат у пупка, кто-то ставит порой цветы.
Но кто?
Почитатель каменных баб предпочитает оставаться неизвестным/
БЫЛА БАБА СНЕЖНАЯ, СТАЛА - …
ДО СИХ ПОР оставалось тайной, почему в наших степях было так много каменных статуй, называемых обыкновенно бабами, хотя изображают они почти всегда вовсе напротив – мужиков. А разгадка этого вопроса - в народных обычаях, которые дошли от наших предков. Ведь и сейчас принято зимой лепить снежных баб. Только теперь это детская забава, а раньше был языческий культ. Это изображение Зимы, которую ублажали таким образом. И в фольклоре осталась сказка о Снегурочке. Считалось, что зима проходит, а весна наступает оттого, что баба тает.
Но вернемся к бабам каменным. Можно думать, что они к снежным отношения не имеют. Но это не так. Во-первых, древние иранцы верили, что зиму создал злой дух. Поэтому статуи изображали мужиков, а не натуральных баб. Во-вторых, статуи проще было делать летом. В этом и заключается главная разгадка. Ведь скифы и более древние народы не умели еще делать настоящую зимнюю одежду. Есть много изображений скифов, но нигде у них нет ни рукавиц, ни валенок. И в курганах их не находили. Это точно доказывает, что скифы и зимой ходили в куртках и сапогах. А в такой одежде на морозе долго не поработаешь. Поэтому они делали баб летом из камня, что бы дольше стояли. И дерева в степи мало. А зимой баб заносило снегом, и считалось, что бабы снежные. Скифы зимой выходили из своих кибиток водили хороводы вокруг статуй и быстро прятались назад греться. И статуи ставили на курганах для того, чтобы хороводы имели форму правильного круга. Такие были религиозные церемонии. А славяне тогда жили в лесах, баб делали деревянных. Они и не сохранились. Осталось только несколько каменных идолов. Но это исключение.
А когда в степях уже были половцы, то все равно еще кочевники валенок делать не умели. И больше всего статуй получилось половецких. На Руси тогда уже умели делать настоящую зимнюю одежду. Поэтому баб лепили прямо зимой. А деревянных идолов все равно ломали попы и монахи. И делать их не было смысла. Только когда монголы покорили Русь, то научились делать зимнюю одежду. После этого в степи сразу перестали делать каменных баб. А снежные, конечно, не сохранялись. Таяли.
Но когда славяне расселились по степи, то все статуи по привычке называли бабами. И в Греции остались воспоминания о снежной зиме. Поэтому статуи у греков из белого мрамора.
Так вот сугубо естественные причины могут объяснить, почему в нашей степи так много было статуй, почему их называют бабами и даже откуда возникло греческое искусство.
22 марта 2002г. «Наше Время».
|