rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

ЧТО НАША СТЕПЬ БЕЗ БАБ…

       Половецкими каменными бабами патриоты донс­кого края гордятся, как султаны жемчужинами своего гарема.

     А сколько сложено в их честь стихов! Только вот незадача: напечатают в ином издании рифмованное посвящение каменной бабе, рядом - фото поместят. Глядишь: на снимке-то не баба, а мужик...

   НЕ РАЗ СЛУЧАЛОСЬ мне на­блюдать такую картину: разгля­дывают туристы каменные поло­вецкие изваяния, языками цока­ют: ну и идеалы женской красо­ты у степняков! Вот это баба... Мужик, да и только.

      А ведь и в самом деле камен­ного мужика обступили...                                                             

    Да что там туристы! Одна из наших читательниц слушала в Питере лекцию какого-то акаде­мика (сколько ныне всяких раз­ных университетов и академиков невесть каких академий), который утверждал, что знаменитые ка­менные изваяния наших степей - свидетельство царившего здесь матриархата. Сплошь бабы.

     Стало быть, уж до берегов Невы докатилось это заблужде­ние.

     Так кого же ваяли из камня половцы? Мужиков или баб?

    И тех и других. Баб воздви­гали в память об умерших ро­дичах (как говорят знатоки, «баба», по-тюркски, это - «изва­яние», «изображение»). Разуме­ется, не простых, а знатных.

    Вопрос о том, какие у поло­вецкой элиты были титулы и свя­занные с ними привилегии, в ученом мире вызывает большие споры.

    Еще в средние века в Европе появился так называемый «По­ловецкий словарь». Современные исследователи не вполне ему доверяют, однако, согласно этому словарю, высшим титулом у половцев был «хан» (что якобы соответствовало европейскому титулу «император»), за ханом -«солтан», потом беки, за ними - бей (эдакий половецкий аналог западноевропейского барона).

    Но почему ханские, солтанские, бейские и прочие половец­кие аристократки такие коротко­ножки? Почему они нередко с об­наженной грудью? Будь у полов­цев мода на такие смелые кос­тюмы, русские летописцы или западные путешественники не­пременно упомянули бы о том....

    Ноги у половецких баб (изваяний и мужских, и женских) ко­ротки потому, что половецкие скульпторы кое-что смыслили в перспективе и психологии вос­приятия. Так считает одна из крупнейших специалистов в этом вопросе Светлана Плетне­ва «Статуи ставились на постаментах и к тому же на высоких местах, - пишет она в книге, ко­торая так и называется - «По­ловцы». - Подойдя к изваянию вплотную для принесения жерт­вы, человек должен был взгля­дом схватить всю скульптуру, а не только ее ноги, которые в слу­чае изображения их естествен­ной длины казались бы чудовищ­но длинными».

      Но почему встречаются жен­щины с обнаженной грудью? Загадка.

   Есть версия, что у половец­ких женщин были обряды, в ко­торых они участвовали полуобнаженными, и что существова­ла таинственная связь между теми мистериями и переходом женской души в мир иной. Но это - только версия.

«КОНЯ НА СКАКУ ОСТАНОВИТ» -

это и о ней, о половчанке

      А помните историю женитьбы русского чудо-богатыря Добры­ми Никитича?

      Ехал Добрыня в чистом поле Навстречу ему - всадница-«поляница».

      Завязалась меж ними борь­ба, «поляница» «сдернула» Добрыню с седла и сунула в кожаный мешок.

      В былине девушка-богатырша носит имя Настасьи Никуличны, дочери польского короля.

     По мнению Светланы Плетне­вой, иных кровей «поляница» Кочевница она – половчанка: «Добрыня после того, как был извле­чен из кожаного мешка, под уг­розой позорной смерти («на долонь кладу другой прижму и в овсяный блин да его сделаю») согласился жениться на «полянице» и когда привез ее в Киев, то прежде всего девушку «при­вели в веру крещеную». Таким образом она прошла обычный путь девушки половчанки, взя­той из степи за русского князя или простого воина: ее прежде надо было окрестить (дать ей христианское имя), а потом уже вести под венец.

    Свадебные обряды в степи включали в себя и единоборство жениха с невестой. Поэтому можно думать, что не только Добрыня, но и все, привозившие жен из степи, проходили снача­ла через языческий свадебный обряд, а по прибытии на родину подтверждали его церковным браком».

     Интересно, что не только бы­линный Добрыня, но и вполне реальные исторические личнос­ти женились порой на половчан­ках, что называется, от некуда деться.

     Вот русский князь Святополк Проиграл однажды битву знаме­нитым половецким ханам Боняку и Тугоркану, и что же? Хан Тугоркан потребовал, чтобы Святополк женился на его хан­ской дочке.

Политика…

     Пример Святополка, по версии Плетневой и для многих других русских князей оказался доброй наукой. Они стали охотно родниться с половецкой знатью «постоянно нужны были союзники и наемники в воинах». На дворе ведь стояло время, кото­рое историки потом назовут эпохой княжеских междоусобиц.

      Но вряд ли все браки с по­ловчанками заключались по расчету. Наверно, были и по любви.

   Мать вщижского князя Мстислава Владимировича (вдовица), похоже точно - влю­билась в половецкого хана Башкорда и бежала к нему, в степь.

      Русская родня княгини этот лирический порыв не одобрила. Это был чудовищный мезальянс.

    Русские князья на половчанках жениться могли. Но о том, чтобы русский князь отдал за половецкого аристократа дочь или сестру, половцы и заикать­ся не смели в разных, как говорят теперь, весовых категориях выступали русские и половецкие аристократы на международной арене.

      ЗАМЕТНАЯ ФИГУРА

     Возможно, среди каменных баб есть статуи, изваянные в честь знатных крещеных половцев в XII веке (изваяния выс­тавленные в наших музеях датируются Х11-Х111 веками) переход в христианство был у этих кочевников делом нередким. В дошедших до наших времен записках одного западного путешественника имеются пронизанные изумлением строки: он ви­дел похороны крещеного полов­ца, в честь которого насыпали (по-язычески) курган и воздвиг­ли каменную бабу. Вероятно, и этот случай не был исключительным.

      Предполагают, что камень для бабы заказывали в ближайшей каменоломне, где добывали его рабы.

     Половецкие мастера ваяли фигуру, тщательно шлифовали поверхность (чтобы песчаник не выветривался на воздухе) и ярко ее раскрашивали.

     Каждый, проезжающий мимо, должен был поклониться статуе и «покормить» душу предка.

    Кстати, бабы в степи стояли не только каменные. Были и деревянные. Одни ученые объясняют это отсутствием на нужный момент подходящего камня, другие - бедностью заказчика, которому каменное изваяние было не по средствам.      И тут завеса тайны.

     "СКОЛЬКО У НАС БАБ?"

75спросили мы у старшего научного сотрудника Ростовско­го областного музея краеведения Леонида Ильюкова и услышали, что подобная инвентари­зация на территории Всевеликого Войска Донского производи­лась еще до революции, в нача­ле прошлого века. Для учета и описания древностей в преддве­рии 12-го археологического съезда создали специальную комиссию. По казачьим округам разослали специальные бланки для регистрации имеющихся у них каменных баб, а также других предметов старины, которые сопровождались призывом со­хранять древности для потом­ков.

     Насчитали тогда около 300 баб. Женские изваяния преобладали. Их вообще до наших дней дошло куда больше, чем мужских.

     Ныне хоть три дня скачи, ни одной бабы каменной посреди степи не встретишь: теперь про­писаны они в донских музеях. Лишь изредка еще можно натол­кнуться на каменную бабу на каком-нибудь хуторе и - совсем диковинный случай  на чьем-нибудь подворье.

     Во дворе областного музея краеведения - сразу несколько половецких каменных баб, причем почитаемых: в сосуды для кормления души, которые бабы держат у пупка, кто-то ставит порой цветы.

      Но кто?

Почитатель каменных баб предпочитает оставаться неиз­вестным/

 

БЫЛА БАБА СНЕЖНАЯ, СТАЛА - …

    ДО СИХ ПОР оставалось тай­ной, почему в наших степях было так много каменных ста­туй, называемых обыкновенно бабами, хотя изображают они почти всегда вовсе напротив – мужиков. А разгадка этого воп­роса - в народных обычаях, которые дошли от наших предков. Ведь и сейчас принято зимой лепить снежных баб. Только те­перь это детская забава, а рань­ше был языческий культ. Это изображение Зимы, которую ублажали таким образом. И в фольклоре осталась сказка о Снегурочке. Считалось, что зима проходит, а весна наступает от­того, что баба тает.

       76Но вернемся к бабам камен­ным. Можно думать, что они к снежным отношения не имеют. Но это не так. Во-первых, древние иранцы верили, что зиму создал злой дух. Поэтому статуи изображали мужиков, а не натуральных баб. Во-вторых, статуи проще было делать ле­том. В этом и заключается главная разгадка. Ведь скифы и бо­лее древние народы не умели еще делать настоящую зимнюю одежду. Есть много изображе­ний скифов, но нигде у них нет ни рукавиц, ни валенок. И в курганах их не находили. Это точно доказывает, что скифы и зимой ходили в куртках и сапогах. А в такой одежде на морозе долго не поработаешь. Поэтому они делали баб летом из камня, что бы дольше стояли. И дерева в степи мало. А зимой баб зано­сило снегом, и считалось, что бабы снежные. Скифы зимой выходили из своих кибиток водили хороводы вокруг статуй и быстро прятались назад греть­ся. И статуи ставили на курганах для того, чтобы хороводы имели форму правильного кру­га. Такие были религиозные це­ремонии. А славяне тогда жили в лесах, баб делали деревянных. Они и не сохранились. Осталось только несколько каменных идо­лов. Но это исключение.

        А когда в степях уже были половцы, то все равно еще кочев­ники валенок делать не умели. И больше всего статуй получилось половецких. На Руси тогда уже умели делать настоящую зим­нюю одежду. Поэтому баб лепи­ли прямо зимой. А деревянных идолов все равно ломали попы и монахи. И делать их не было смысла. Только когда монголы покорили Русь, то научились де­лать зимнюю одежду. После это­го в степи сразу перестали делать каменных баб. А снежные, конечно, не сохранялись. Таяли.

     Но когда славяне рассели­лись по степи, то все статуи по привычке называли бабами. И в Греции остались воспоминания о снежной зиме. Поэтому статуи у греков из белого мрамора.

       Так вот сугубо естественные причины могут объяснить, почему в нашей степи так много было статуй, почему их называют бабами и даже откуда возникло греческое искусство.

22 марта 2002г. «Наше Время».
.