rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Жизнь с Мэри Пикфорд

140Ростовчанка Виктория Соколова с 90-х годов собирает видеозаписи фильмов об искусстве; тогда это были видеокассеты. Сейчас у Виктории Иосифовны спутниковая антенна и современная видеозаписывающая аппаратура. Её квартира превратилась в мини-студию, на которую она тратит всю свою пенсию.

О героине

Эта хрупкая, миниатюрная на вид женщина виртуозно и мастерски владеет всеми техническими приёмами записи. В ноутбуке у неё каталог, в этом деле она дока. Подруги называют её «полуночницей»: она незаметно для себя засиживается до трёх-четырёх часов ночи, иногда и поесть забывает. Шутит: «Это хорошо для фигуры». Записывает сразу на двух устройствах: один телевизор стоит на кухне, другой — в спальне. Когда начинается летний сезон, она и на даче продолжает записывать фильмы.

Виктория Иосифовна сделала уже более 4 700 записей художественных и документальных фильмов о людях искусства: музыкантах, режиссёрах, актёрах, писателях, художниках. Её видеотека — это обширная оригинальная «энциклопедия по искусству», есть в ней и серия «Музеи мира». Из последних записей — фильм «Модильяни» режиссёра М. Дэвиса. Среди записей встречаются довольно редкие, например, «Нетерпимость» Д. Гриффита, 1916 г. Это тот самый фильм, на котором учились многие известные режиссёры, в том числе Сергей Эйзенштейн.

О немом кино

К немому кино страсть была семейной. В 30-е годы им увлекалась ещё её мать, Валентина Александровна Коробова (скоро исполняется 100 лет со дня её рождения), которая состояла в переписке со многими известными актёрами. Её восхищали Лиа де Пути, Мэри Кид, Миа Май, Гарри Литке, Гарри Пиль, Дуглас Фербенкс (муж Мэри Пикфорд), Конрад Вейдт. Письма эти, к большому сожалению, не сохранились, остался лишь портрет американской актрисы Мэри Пикфорд с подписью «сердечно» и автографом звезды, который она в своё время вместе с письмом прислала в Новочеркасск, где тогда жила семья Коробовых.

141Легенда немого кино Мэри Пикфорд (на фото справа), урождённая Глэдис Луиза Смит, была знаменитой кино- и театральной актрисой канадского происхождения. В начале 1919 года она вместе с Дугласом Фербенксом, Чарли Чаплиным и Дэвидом Гриффитом создала собственную кинокомпанию United Artists, которая занималась прокатом фильмов. В 1930 году Пикфорд стала обладательницей премии «Оскар».

Она была невысокого роста (1 м 54 см), благодаря чему могла долго играть детские роли. Актриса прославилась в амплуа девочек-сорванцов и бедных сироток и лишь в последние годы своей карьеры перешла на «взрослые» роли. Мэри снялась примерно в 250 фильмах. Пикфорд была настолько популярна, что её называли «любимицей Америки» или просто «маленькой Мэри». Её игра отличалась интимной тональностью исполнения: эмоции выражал взгляд, а не экспрессивные жесты. Газеты писали, что Мэри вкладывала в игру всё сердце и душу. За ней долго сохранялся статус влиятельного лица в Голливуде даже после того, как она перестала сниматься в кино.

В 1926 году Пикфорд с мужем побывала в СССР, где вышла книга «Они у нас. Мэри Пикфорд и Дуглас Фербенкс в СССР». В 1927 году вышел фильм Сергея Комарова «Поцелуй Мэри Пикфорд», он есть в фильмотеке Виктории Иосифовны. Фильм сопровождался курьёзом: кадры из хроники пребывания актёров на Украине, где Мэри поцеловала одного из своих поклонников, были смонтированы с отснятым уже после их отъезда материалом. Получилась смешная и забавная комедия о парне Гоге (его играл Игорь Ильинский), которому не везло в любви, он, чтобы сохранить поцелуй Пикфорд, залепил это место пластырем. В фильме после поцелуя звезды женщины начинают обращать на него внимание. Пикфорд узнала о существовании фильма спустя много лет, только в конце жизни.

Когда Валентина Александровна получила от Мэри Пикфорд письмо, по тем временам это было целое событие — конверт из далёкой Америки. На обороте фотографии бабушка Виктории Иосифовны, которая, кстати, окончила Институт благородных девиц, играла на фортепиано и в совершенстве владела французским, написала: «Память об Андрее Достоевском». Оказывается, письмо Мэри Пикфорд писал именно он, так как мама и бабушка английским не владели. В семейном альбоме сохранилась фотография жены Андрея. Это Андрей Фёдорович Достоевский (1908-1968) — сын Фёдора Фёдоровича, внук знаменитого писателя. 28 января по старому стилю — день рождения Фёдора Михайловича Достоевского. Этот же день является и днём рождения Андрея Фёдоровича, что в своё время поразило вдову писателя, она считала, что душа её мужа переселилась во внука. Андрей Фёдорович когда-то пытался поступить в Новочеркасский политехнический институт, но не был принят из-за своего дворянского происхождения.

Знакомство с семьёй Андрея Фёдоровича началось в Симферополе: внук писателя вместе со своей матерью Екатериной Петровной долгое время жил там. У бабушки же и дедушки Виктории Иосифовны — потомственных дворян — было поместье в Алуште: там была усадьба, восемь десятин земли. После революции бабушка преподавала в симферопольской гимназии, работала в библиотеке. К сожалению, подтверждающие документы не сохранились: их уничтожили, чтобы не привлекать внимания к дворянскому происхождению. Но Виктория Иосифовна хорошо помнит платан в несколько обхватов, площадку для танцев, покрытую розовым кафелем, позже там был Дворец пионеров, который в перестройку приватизировали, и кто-то сделал себе дачу. Как-то в 1990 году Виктория Иосифовна ездила в Алушту, видела и платан, и усадьбу с колоннами, даже кафель тот самый сохранился.

Мать Виктории Иосифовны, Валентина Александровна, желая походить на кумира Мэри Пикфорд, «девочку с золотыми кудряшками», «божественную куколку», с двенадцати носила локоны. И эта женщина устроилась работать прорабом на стройку! Трудно себе представить, глядя на её фотографию, но это так. (Когда-то ведь и Мэри Пикфорд решила порвать с детским имиджем и остригла прославившие её локоны. Фотографиями Пикфорд из парикмахерского салона пестрили тогда первые полосы газет.)

Кстати, муж Валентины Александровны, профессор Новочеркасского политехнического института, преподавал сопромат. Когда ему присудили Сталинскую премию, отказался от неё, заявив, что работает для науки, а не для почестей.

Валентина Александровна собрала целый альбом актёров немого кино. Дочь продолжила эту коллекцию. В 1951 году Валентина Александровна подарила ей тетрадь, куда она стала записывать фильмы, которые посмотрела. Многие она пересматривала по несколько раз, тогда в тетради сбоку появлялись палочки с датами. Например, напротив «Идиота» Пырьева стоит семь палочек, «Леди Гамильтон» — шесть палочек. Некоторые, особенно любимые ею фильмы, она смотрела до пятнадцати раз.

Виктория Иосифовна хочет завещать свою коллекцию молодёжному клубу, с которым у неё давняя дружба, чтобы все её «сокровища», а для неё это действительно бесценные записи, попали «в хорошие руки».

И о многом другом

142Ещё одно не менее оригинальное увлечение Виктории Иосифовны — делать музыкальные шкатулки из... утиных яиц. Воспроизводящую музыкальную часть она берёт из музыкальных открыток, а остальное — это её фантазия и оригинальное исполнение. Самое сложное — подогнать к яйцу музыкальный механизм и сделать так, чтобы музыка замолкала, когда шкатулку закрывают. На это можно потратить целый день.

Виктория Иосифовна делает настоящие шедевры — букеты из... костей донских рыб. Для этого сушит кости головы рыбы, благо, в доме всегда были кошки, а значит, и рыба всегда водилась, наклеивает их на основу, лакирует перламутровым лаком для ногтей, вставляет в раму. Получается «инкрустация» из костей, которые уже на кости-то совсем не похожи.

В её доме можно увидеть и расписанные пасхальные яйца (Виктория Иосифовна хорошо рисует), скульптурки, изображающие её кота, поделки из разбитого стекла (бокалов, вазочек), из чаги (древесный гриб), ракушек и раковин устриц, когда-то привезённых из Италии, куда она ездила к дочери (пришлось ещё заплатить за перевес багажа на таможне). Свои поделки она не хранит, а раздаривает друзьям, их у неё много.

«Ростов официальный», № 32 (923) от 08.08.2012
.