rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Гармошка, балерина и оперная прима

79Один из первых на Дону конкурсов народных исполнителей более 90 лет назад организовала наша газета.

Началось все с того, что 22 декабря 1926 года наша газета («Большевистская смена») опубликовала развернутое сообщение своего московского корреспондента о конкурсе гармонистов.

Проходил он ни много ни мало – в стенах Большого театра. В составе жюри были личности, причисленные сегодня к легендам: первый советский комиссар народного просвещения Луначарский, режиссер Мейерхольд, тогдашний директор Большого театра композитор Ипполитов-Иванов.

Конкурс превратился в пропагандистскую акцию. Прослушав конкурсантов, один из известных в то время артистов, товарищ Сосновский, сказал, что поражен скудостью репертуара.

– Всё «Кирпичики» да «Цыганская венгерка». О чем это говорит? Это говорит о том, что гармошка была в унижении, – сделал вывод товарищ Сосновский. На что намекал, всем было очень хорошо понятно: на царский режим.

Товарищ Сосновский, вероятно, поддержанный членами жюри, постарался, чтобы конкурсанты и публика прониклись важностью миссии, которая в молодой Стране Советов должна быть возложена на популярнейший народный инструмент:

– Надо спустить через посредство гармошки лучшие образцы музыкальных произведений в народные массы.

Объяснение товарища Сосновского было таково: симфонических оркестров, роялей с пианино в Советской России в достаточном количестве еще нет, и будут не скоро. А народные массы надо просвещать, приобщать к лучшим образцам мировой классики. Тут и придет на помощь гармонь.

После этих речей, как свидетельствовал наш московский корреспондент, «один из участников конкурса сыграл отрывки из оперы «Кармен» и показал, что гармошка может и оперу сделать достоянием широких масс».

На конец второго конкурсного дня было намечено «заключительное торжественное заседание». Заседали тогда часто, по разным поводам, – Маяковский, как помните, это подметил и сочинил колкие стихи о прозаседавшихся.

Но на том заседании в Большом театре должно было произойти событие эпохальное: «впервые за время существования серьезной музыки и пения в России народная артистка Нежданова споет под гармошку, а народная артистка Гельцер будет плясать под этот, может быть, непривычный для нее инструмент».

Пожалуй, следует заметить, что Нежданова и Гельцер были не просто народные артистки Республики, а первые из труппы Большого театра, удостоенные этого звания. Антонина Нежданова – оперная прима, Екатерина Гельцер – звезда русского балета.

Любопытно, как наш московский корреспондент завершил это свое сообщение. Оповестил, что впереди – всесоюзный конкурс гармонистов, а дальше выдал следующее: «Ростовцам, у которых гармошка, правда, не в великом почете, как в Москве, и вытеснена была в свое время нелепым инструментом – органом, пора бы призадуматься над вопросом об организации хотя бы городского, на первых порах, конкурса».

Наших современников эта фраза, скорее всего, удивит, поскольку музыкальный инструмент орган у многих из нас перво-наперво ассоциируется с музыкой под сводами готических храмов. Однако московский корреспондент «Большевистской смены», конечно же, имел в виду другие органы – переносные механические, состоящие в ближайшем родстве с шарманкой.

Еще в середине XIX века два умельца – крепостные одного донского помещика – усовершенствовали привезенный им из-за границы механический орган, игравший вальсы и кадрили, за что и получили вольную до знаменитого царского манифеста 1861 года. Благодаря им и их последователям в Азове и Ростове появились мастерские по производству таких вот механических органов, слава о которых разнеслась по всей России. На Дону среди их заказчиков были трактирщики, устроители каруселей и цирковых балаганов.

В самом ли деле механический орган сильно потеснил в Ростове живую гармошку, или сгустил наш московский корреспондент краски, но и на Дону о роли народных инструментов после той публикации, видимо, призадумались. От раздумий быстро перешли к действиям: уже в середине февраля следующего – 1927 года – Ростовский горком комсомола и редакция «Большевистской смены» организовали конкурс» «на лучшего плясуна, певца и музыканта».

«Торжество народной песни и танца» – этот, набранный крупными буквами, заголовок как раз и относился к рассказу о конкурсе, опубликованному 16 февраля. Сообщалось, что в финале конкурса участвовали шесть певцов, пять гармонистов, один из них девяти лет, 11 танцоров, четыре балалаечника, два мандолиниста, пять пианистов (но играли эти «осколки старого мира», наверняка, что-то народное), два гитариста, один домбрист и один свистун.

Большинство состязавшихся, как подчеркивала газета, были рабочие.

В победители конкурса вышли и два гармониста: взрослый и школьник. Взрослый, товарищ Кузнецов, рабочий Донской табачной фабрики, получил в награду часы, а школьник почему-то – губную гармошку. Не для того ли, чтобы без устали совершенствовал свое исполнительское мастерство, даже на переменках между уроками?

НВ №267 от 09 Сентября 2016 г.
.