rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Как праздновали «Комсомольское Рождество» в Ростове-на-Дону в 1923 г.

     177После неудачных попыток физического уничтожения Православия в советской России в 1917-1922 гг., большевики решили развязать идеологическую войну против религии. Основные усилия были сконцентрированы на подмену основных религиозных праздников христиан Рождества и Пасхи вновь вводимыми «комсомольским Рождеством» и «Комсомольской Пасхой» соответственно. При этом первые оказывались уже под негласным запретом, а вторые всячески поощрялись государством и финансировались из казны. Учитывая провокационный характер мероприятий, основным ядром проведения мероприятий стала молодёжь. Сценарий проведения праздников тщательно готовился партийными и комсомольскими работниками. Мероприятия были широко разрекламированы в прессе.

     Благодаря активной агитации посредством газет, мы можем спустя 80 лет погрузиться в атмосферу тех событий. О первом праздновании «комсомольского Рождества» свидетельствует корреспондент газеты «Трудовой Дон»: «…7 января 1923 года комсомольская и рабочая молодежь не испугалась «гнева Господа» и открыто, с пением революционных песен под красными знамёнами выступили против буржуазии-религии.…Более 3 тысяч человек рабочей молодежи штурмовали небо.…Вот было работа: богов жгли, как чертей, а черти пылали как солома. Их тащили со смехом на Таганрогский (Буденновский) проспект…Богов жгли в самом центре города.…За Иеговой сгорели Аллах, Будда, Иисус Христос, Богоматерь и т.д.

     Чучела богов дымили как цигарка махорки, свёрнутая из вырванного листа подмоченной Библии. Наконец, под взрывы хохота сожгли попа с картонным крестом…Днем в воскресенье вокруг Собора св. Александра Невского (сейчас памятник буденовцам у Администрации области) был крестный ход. Комсомольцы ходили с чучелами богов и святых…Чучело Николая Чудотворца в одной руке с крестом, в другой - с самогоном…

     На углу Таганрогского проспекта и улицы Энгельса (ныне - Б.Садовой) пятерых богов приговорили: - К высшей мере наказания – сжечь! Вспороли им соломенные животы и подожгли. Это были Иегова, Христос, Аллах, Озирис, Будда. Николая Чудотворца сожгли шестым.…На улицах - красноармейцы, рабочие, кое-где – фигуры совработников (интеллигентов)…Возле каждой церкви жгли чучела этого божества. У православных - Христа, у синагоги-Иеговы.…Стреляли вверх ракеты.…На тротуарах - людское море голов. Праздная толпа выстроилась шпалерами по улице Энгельса.…Над комсомольцами высятся хоругви из рогожи…»

     За распитие самогона и явно хулиганские поступки на центральной улице города никто ответственности не нёс. Автор статьи ещё упомянул о том, что комсомольцы ходили под домом раввина в пер. Газетном и кричали : «Вы нам больше не нужны!». Православные верующие также не остались без оскорблений и преследования. Комсомольцы встречали их у храмов и подвергали всевозможным моральным издевательствам. Распевались непристойные песни, читались матерные и богохульные частушки и стихи, бренчали гитары и гармошки, мешая проводить службы. Приведем лишь самые пристойные частушки тех лет:

      Раньше нас попы дурили,

     Раньше нас дурачили.

     При советской нашей власти

     Мы их раскулачили!

     У Миколы колоколы,

     А у Спаса чугуны.

     У Миколы попы — воры,

     А у Спаса — колдуны.

     Дуют, дуют ветерки,

     Дуют ветерочки.

     В церковь ходят старички

     И поповы дочки.

     Ах ты, бог, ты мой бог,

     Да что ты ботаешь?

     Ты на небе живешь,

     Не работаешь!

     Не ругай меня, мамаша,

     Что я в церковь не хожу:

     Напролет все воскресенья

     В нашем клубе провожу.

     Меня маменька ругала,

     Что я богу не молюсь,

     А я маменьке сказала:

     «В комсомолки запишусь».

     Я и в церковь не ходила,

     И богам не кланялась,

     А с лица не охудела,

     Только зарумянилась.

     Партийный работник т. Шефер заявлял на митинге: «Под Рождество пройдем мимо церквей и костелов и изобразим всех богов всех вер, не обидев ни одного, доказав, что они ничего сверхъестественного собой не представляют…Нужно надеяться, что все пройдет удачно…при условии поддержки ВКП(б)».Таким образом открыто заявлялось о крайне политизированной подоплеке антирелигиозных мероприятий и сильном покровительстве партии.

     «Комсомольское Рождество» было успешно проведено в г. Ростове-на-Дону благодаря тщательно спланированному плану и опыту г. Минска, где впервые был обкатан этот проект. Спустя 3 месяца в газете «Трудовой Дон» появилась итоговая статья под названием «Религия, церковь и мы», где автор, в частности, писал: ««Комсомольское Рождество» дало много поучительного. Оно впервые доказало, что можно сочетать научность взглядов с юношеским задором и юмором. Оно явилось исходной датой, откуда началась массовая антирелигиозная работа.

     В комсомольском Рождестве мы были вооружены легкими доспехами. Теперь заменяем их тяжёлой артиллерией …Мы будем вести осадную войну с религией, увенчивать ее штурмами в великие праздники. Мы знаем, что одного удара недостаточно для окончательного уничтожения цепкого, упорного и лукавого врага-религии. Но мы подготовились к длительной борьбе…Ударим сегодня же, да посильнее! В атаку на религию!»

     Несмотря на то, что в стране был лютый голод и людоедство, на «Комсомольское Рождество» выделялись колоссальные деньги. Люди умирали в муках от голода, а на улицах веселилась пьяная толпа на государственные деньги, которые так были необходимы для миллионов страждущих…

     Антирелигиозное безумие и насаждаемая государством и партией бездуховность привела к тому, о чем тщательно молчали 70 лет.

     На заседании 6-ой городской конференции Донской окружной организации ВЛКСМ 25-29 сентября 1926 года секретарь горкома ВЛКСМ товарищ Шейнин обнародовал закрытую информацию: «…активность молодежи, не будучи направленной как следует, попадая под плохое влияние, выливается в уродливые формы. Мы являемся свидетелями чудовищной волны хулиганства, пьянства, разнузданности молодежи, поножовщины и самоубийств… Первое место занимает рабочая молодежь и даже комсомольцы. Среди учащейся молодёжи и служащей молодёжи развились упадочные настроения, «есенинщина» и проч, зачастую выражающиеся в самоубийствах, апатии, уходе от общественной работы и т.д.»

     Донские газеты в начале 20-х пестрели жуткими заголовками об убийствах, грабежах и насилии. В парке им. М. Горького еженедельно находили трупы ограбленных людей. Проститутки оккупировали центральные улицы, не стесняясь продавать тело даже у ростовских храмов. С закатом солнца обыватели не рисковали высунуть нос на улицу. В каждом доме имелись прочные ставни и замки на окна. Общество жило в постоянном страхе и терроре криминала, пышно цветущего после гражданской войны. Начиналась эпоха разрушений храмов и убийств духовных лиц комсомольцами. Так в селе Н-Николаевском Азовского района комсомольцы утопили в колодце свящ. Александра Баранникова. В ряде мест комсомольцы стаскивали кресты с храмов тракторами, расстреливали дробью купола, жгли иконы и справляли нужду в храмах.

     Начиналась эпоха тотальной войны с Богом, продлившаяся долгие 70 лет…

.