rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Икона свт. князя Бориса в Ростовском музее ИЗО

165Святой благоверный князь Борис смотрит на нас с древней иконы, спасённой подвижником-ростовчанином из брошенного храма в Архангельской губернии. Эта икона - жемчужина Ростовского музея изобразительных искусств.

Князья Борис и Глеб, сыновья Владимира Святого, были первыми, кого причислила к лику святых молодая Русская церковь. Тогда же, в XI веке, признала русичей братьев-князей и Византия. С тех самых пор ставят на Руси храмы святым благоверным князьям Борису и Глебу, пишут их образы и почитают заступниками Земли Русской. В трудные времена первой половины XVII века создал неизвестный нам иконописец образ князя Бориса для храма во имя святых братьев, который построили в земле Архангельской. Особенности иконы указывают на то, что она когда-то для именного храма создавалась. Ведь место для такого образа - деисусный чин, где располагаются иконы Спасителя, Богородицы, Иоанна Предтечи, апостолов, архангелов и особо чтимых святых.

В Ростов князь Борис попал благодаря подвижнику-собирателю Григорию Пьянкову. Ещё в пятидесятые годы он, выезжая со студентами на пленэр, не мог пройти мимо икон, превращённых неверующим поголовьем в подставки под сковородки, ставни, крышки для сундуков или брошенных вместе с храмами гнить и разрушаться. Немало шедевров древнерусской живописи дожили до наших дней благодаря Григорию Пьянкову. А ведь в те времена за такой энтузиазм вполне могли и срок дать. Несколько икон из собрания Григория Пьянкова были подарены Ростовскому музею изобразительного искусства. Сегодня они служат украшением отдела древнерусского и русского искусства. А образ князя Бориса - жемчужина экспозиции.

Заведующая отделом древнерусского и русского искусства музея ИЗО Галина Долгушева считает, что икона в полной мере соответствует описанию князя Бориса в летописных источниках: “Ростом высок, станом тонок, лицом красив, взглядом добр, борода и усы малы, ибо молод ещё”.

- Облик юного князя на иконе пронизан глубокой печалью, благородством и особой мягкостью. Этим чувствам вторит само иконное письмо: неспешный, величаво-спокойный ритм плавных линий силуэта, предельная строгость и достоинство в выражении чувств. Это, скорее, портрет, выполненный в традициях канонического письма, - говорит Галина Ивановна.

И действительно, князь Борис изображён как светский человек: в парчовой шубе с золотым шитьём, украшенной жемчугами, в круглой шапке, отороченной собольим мехом, и в красных сафьяновых сапогах. Это необычно, ведь всегда святых князей иконописцы изображали одетыми по византийской моде, характерной для Киевской Руси XI века.

Братья Борис и Глеб неразлучимы и в православии, и в любви народной. Жаль, что не дошёл до нас образ князя Глеба из покинутого храма в Архангельской губернии. Смотрит с иконы князь Борис, и кажется, что выражает взгляд его ещё и ожидание: “Где брат мой, Глеб?”

из инета РО 90-г.г.
.