rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Казаки и казачки на экране

Казаки и казачки экрана

Экранизациям книг Шолохова посвящена новая выставка «Шолохов-Центра» в Ростове

Кадры из фильмов и фотографии со съемочных площадок, костюмы, в которые были одеты шолоховские герои на экране, предметы реквизита помогают представить, как создавались эти экранизации, многие из которых стали киноклассикой.

Едва ли не каждую из этих кинолент можно назвать поворотным моментом в жизни или карьере кого-то из исполнителей. Для Андрея Абрикосова и Петра Глебова роль Гришки Мелехова - это  нечаянная радость, неожиданный случай,  превративший никому не известных артистов, даже   не мечтавших о таком подарке судьбы, в  людей знаменитых.

156Людмила Чурсина на съемках «Донской повести» встретила свою любовь. Чурсина рассказывала об этом нашей газете во время одного из визитов на Дон уже в сиянии своей славы. К месту съемок она, молодая и красивая,  прибыла тогда при параде: модная прическа, туфли на высокой шпильке, - настоящая кинодива с обложки заграничного журнала!

Однако Евгений Леонов, которому предстояло играть влюбленного в нее казака Якова, увидев Чурсину, опешил. Выбор этой актрисы на главную женскую роль ему явно не понравился. Ведь она выше его ростом! Он попенял режиссеру Фетину: как, мол, сниматься рядом с эдакой дылдой?!

 Чурсину такой «комплимент» не смутил. Она посоветовала Леонову взбираться на скамеечку.

От самой  Чурсиной потребовалось усиленно питаться, чтобы нагулять бока,  забыть на время съемок не только о маникюре, но даже о мыле! Потому что зрители должны смотреть на ее Дарью и понимать: «Вот это – настоящая казачка, от которой пахнет потом и степью».

Роман актрисы и режиссера, начавшийся на этой съемочной площадке, перерос в серьезные отношения. Значительным событием в жизни стала «Донская повесть» и для Евгения Леонова: он впервые сыграл на экране драматическую роль и разрушил миф о себе как об артисте исключительно комедийном.

Выставка «Герои Шолохова на экране», составленная из экспонатов Шолоховского музея-заповедника, занимает четыре зала. Первый посвящен экранизации «Тихого Дона» (сами ленты  демонстрируются тут же в режиме нон-стоп), второй зал – экранизации  «Донских рассказов» и «Поднятой целины», третий – созданию «Судьбы человека» и «Они сражались за Родину», а четвертый воссоздает в миниатюре обстановку кинотеатра «Колос».

- В этом кинотеатре в станице Вёшенской проходили премьеры многих шолоховских экранизаций, - рассказывает сотрудник «Шолохов-Центра» Юлия Бобошкина. – Почти все фильмы станичники встречали «на ура», и так было не только на родине Михаила Александровича Шолохова. фильм, созданный по какому-либо из шолоховских произведений, обычно становился в год выхода на экраны лидером кинопроката.

На стене этого «кинотеатра» - фотоснимки, подписи к которым многих удивят. Это фрагменты встречи со станичниками артиста Евгения Моргунова. Но приезжал Моргунов в станицу Вёшенскую не как исполнитель роли Бывалого в знаменитых комедиях Гайдая, а как режиссер. Он тоже экранизировал Шолохова: снял короткометражный комедийный фильм «Когда казаки плачут».

157Моргунов рассказывал, что мысль об экранизации шолоховского рассказа «О Колчаке, крапиве и прочем» появилась у него на концерте одного популярного в ту пору артиста. Он слушал, как этот артист читает в лицах шолоховский рассказ, и думал, что  сюжет так и просится на экран. Пройдет более десятка лет, и по мотивам этого шолоховского  рассказа главреж Ростовского театра музыкальной комедии Кирилл Васильев, поэт Михаил Пляцковский  и композитор Евгений Птичкин напишут оперетту «Бабий бунт», которая по сей день не сходит с театральных афиш. Но первопроходцем на этом направлении  был Моргунов. Он  сам написал сценарий своей будущей ленты, показал Шолохову и получил от него добро на  создание музыкальной киноверсии рассказа.

Хотя 26-минутную  ленту «Когда казаки плачут» зрители приняли тепло, Моргунов решил, что это первый и последний случай, когда он попробовал себя в роли режиссера. Слишком хлопотно, слишком ответственно, и вообще не понравилось.

Некоторые артисты снимались в шолоховских экранизациях неоднократно. К примеру, Андрей Абрикосов, первый Григорий Мелехов экрана, стал спустя много лет кузнецом Шалым в «Поднятой целине», Петр Глебов, Гришка Мелехов во второй экранизации «Тихого Дона», сыграл в «Поднятой целине» белогвардейца Половцева. Самый большой успех в кино Евгению Матвееву принесла роль Макара Нагульного в «Поднятой целине», но он также сыграл красноармейца Трофима в экранизации проникновенного шолоховского рассказа «Жеребенок».

Трижды участвовала в создании шолоховских экранизаций актриса Эмма Цесарская. Это она была первой Аксиньей экрана. Ее внешность и темперамент настолько соответствовали шолоховскому описанию, что зрители не сомневались: Цесарская – настоящая казачка. Хотя на самом деле Эмма была совсем  иных кровей. Так же, кстати, как и вторая любимая народом Аксинья  - Элина Быстрицкая.

Во второй раз Цесарской  досталась роль попадьи в «Нахаленке», а Евгений Моргунов, тоже снимавшийся в «Нахаленке» в эпизоде,  вскоре пригласил ее  в  фильм «Когда казаки плачут» на одну из главных женских ролей.

Всего на сегодня по произведениям Шолохова сделано 18 экранизаций.

НВ №131 от 13 Мая 2016 г.
.