rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish

Стихотворение о Ростове

Вместо бумажного дневника - электронный

Вместо бумажного дневника — электронный

     100Сегодня технологии достигли того уровня, когда вся актуальная информация передается в цифровом виде. Информация об успеваемости учеников — не исключение. В большинстве общеобразовательных учреждениях Ростова-на-Дону вместо традиционных бумажных, в настоящее время используются электронные дневники и журналы. При этом школы вольны сами выбирать наиболее удобный сервис.

   — Электронные дневники и журналы сегодня используют порядка 80% общеобразовательных учреждений донской столицы, — подчеркивает начальник управления образования города Виктория ЧЕРНЫШОВА. — Но некоторые никак не могут расстаться с бумажным вариантом. Реакция родителей на введение инноваций тоже бывает разная. Очень часто руководителям школ и учителям приходится объяснять им преимущества использования информационных технологий в образовательном процессе. Проходит время, и родители убеждаются в том, насколько это просто, доступно, удобно и эффективно.

     Дневник.ру

    Сейчас существуют электронные журналы и дневники на любой вкус: платформа «Дневник.ру», универсальная электронная школьная карта, СМС-дневники и так далее.

  Многие общеобразовательные учреждения Ростова-на-Дону подключились к единой образовательной сети «Дневник.ру». Этот сайт позволяет родителям следить за успехами своих детей и активно участвовать в образовательном процессе вместе с ними.

   Дневник.ру — закрытая информационная система со строгим порядком регистрации образовательных учреждений и пользователей. В системе учтены все требования безопасности и федерального закона №152 «О персональных данных», а для работы в ней потребуется только компьютер с доступом в Интернет.

      Расписание и уроки

  101На сайте можно найти страницу зарегистрированной школы — это визитная карточка образовательной организации (контакты, новости, документы, объявления, фотогалерея, форум. Возможна настройка публичности страницы школы и ее разделов.) Расписание и уроки, электронный журнал за день и неделю, а также страницу любого урока. К нему преподаватель может добавить комментарии и дополнительные материалы. Интерактивный модуль управления домашними заданиями позволяет выдавать их всему классу или отдельным ученикам, копировать задания для разных классов, добавлять к ним файлы и контролировать ход выполнения.

   Электронный дневник ученика — это доступ в режиме реального времени к любой учебной информации: изменениям в расписании, текущим и итоговым достижениям, выставленным оценкам, темам пройденных и будущих уроков, комментариям преподавателя, домашним заданиям и оповещениям о всех важных событиях школьной жизни.

     Помимо этого Дневник.ру предлагает сервисы дистанционного обучения: виртуальные конференции, проведение тестов в электронном виде, обмен комментариями к домашним заданиям, школьные объявления, новости, хранение файлов класса, библиотека и медиатека готовых учебных материалов.

     СМС-дневник

  Некоторые общеобразовательные учреждения Ростова-на-Дону помимо этой информационной системы в Интернете используют возможности СМС-дневника. Это сервис предоставления оперативной школьной информации обо всех значимых событиях в школе, об оценках и поведении ученика его родителям в любое время и в любом месте c помощью СМС-оповещения.

     Руководство школ столкнулось с тем, что не все родители заходят на сайт «Дневник.ру» в силу загруженности работой и других обстоятельств, а сообщения в мобильном телефоне читают все — использование СМС-дневника экономит рабочее и личное время родителей. Практика показала, что многим ученикам и родителям удобно пользоваться таким электронным дневником.

     — Каждый день, сразу после окончания уроков у сына, я получаю СМС, в котором написано домашнее задание, пожелания учителя, — говорит Анна Чуланова, мама первоклассника Матвея. — Для того чтобы пользоваться услугой, необходимо было просто скачать специальное бесплатное мобильное приложение.

     — Электронные журнал и дневник — это данность нашего времени, — отмечает Виктория Чернышова. — Они упрощают коммуникацию между учителями и родителями. Педагоги отмечают посещаемость, выставляют оценки, описывают уроки и фиксируют задания. Родители же узнают все новости о школьной жизни ребенка «из первых рук», так что их больше не введут в заблуждение вырванные из дневника страницы и исправленные оценки.

 «Ростов официальный», № 50 (1149) от 30.11.2016

 

В Ростове заработает "Цифровая мобильная школа"

Виктория Чернышова: «В этом учебном году в Ростове заработает «Цифровая мобильная школа»

    97Сегодня у большинства ростовских школьников вместо традиционного бумажного дневника — электронный. В учебных заведениях донской столицы устанавливаются мобильные видеопорталы и терминалы, с помощью которых можно узнать домашнее задание. А в детских садах — интерактивные столы. И уже в этом учебном году в Ростове-на-Дону начнёт работу «Цифровая мобильная школа». Об этих и многих других инновационных технологиях в организации образовательного процесса шла речь на пресс-конференции 10 ноября.

   — Инновационная деятельность муниципальной системы образования города направлена на формирование среды, соответствующей современному этапу развития общества, — подчеркнула начальник управления образования города Ростова-на-Дону Виктория ЧЕРНЫШОВА. — На сегодняшний день материально-техническое оснащение образовательных учреждений донской столицы находится на очень хорошем уровне.

      Роль учителя

   На одну школу в Ростове-на-Дону в среднем приходится 13 мультимедийных комплексов. Обеспеченность компьютерами составляет восемь учеников на один компьютер. Более 80% образовательных учреждений используют электронные учебники, журналы и дневники. Интерактивные столы, интерактивный пол, первые компьютеры сегодня являются достоянием многих дошкольных образовательных учреждений донской столицы. «Но важно не только показать ребёнку, как всем этим пользоваться, но и объяснить, каким способом эти технологии позволяют ему получить новые знания», — уверена Виктория Чернышова.

    Сегодня во многом меняются отношения «ученик — учитель». Педагог сегодня — это тот человек, который сопровождает ребёнка, который помогает ему выработать технологии поиска новых знаний. Роль учителя возрастает как никогда.

     «Цифровая мобильная школа»

   98На конференции «Современное российское образование: проблемы и тенденции развития», которая в ноябре прошла в Сочи, широко обсуждалось применение современных технологий в российской школе. Там же представители российской академии образования презентовали проект новой образовательной системы «Цифровая мобильная школа».

    Система позволяет предоставлять качественное обучение абсолютно всем детям независимо от того, в какой школе они обучаются, а учителю даёт возможность подобрать дидактический материал для уроков и, соответственно, оптимально расходовать своё рабочее время. Не секрет, что учителя тратят много времени на создание презентаций, а проект даёт им возможность взять уже готовую презентацию высокого качества по необходимой теме и использовать её на уроке.

     «Цифровая мобильная школа» незаменима для тех, кто занимается дистанционно: для детей с ограниченными возможностями здоровья, школьников, находящихся на соревнованиях или на длительном лечении, на семейном, очно-заочном обучении. С помощью инновационной программы ученик может выполнять разноуровневые задания, самостоятельно проверять свои знания. Ребёнок знает, что эта оценка не пойдёт в журнал и у него ещё будет время найти свои ошибки, исправить их и восполнить существующие пробелы в знаниях. А учителя и родители могут следить за динамикой его успеваемости. Индивидуализация заложена здесь как основной принцип.

     — В Ростове-на-Дону есть хорошая основа для реализации этого проекта, — отметила начальник управления образования города. — Многие идеи для нас не новы, но «Цифровая мобильная школа» расширяет пространство деятельности в области внедрения информационных технологий. Демо-версии программы уже направлены в 18 образовательных учреждений города. Дальше поле деятельности будет расширяться. В первую очередь этот проект нацелен на повышение качества образования.

     Образцовые лицеи

  99 Большой опыт применения инновационных технологий накоплен в ростовских лицеях № 11 и № 14. Первый входит в число 16 показательных образовательных учреждений Российской Федерации проекта Microsoft.

    — На протяжении многих лет мы целенаправленно занимались созданием и развитием IT-структуры нашего лицея, — подчеркнула директор лицея № 11 Валентина ПОТАТУЕВА (на фото). — Работа по созданию информационной системы велась в нескольких направлениях: повышение качества лицейского образования, внедрение современных методик электронного документооборота и работа с родителями.

   В рамках программы безопасности в лицее работает очень эффективная система контроля доступа в образовательное учреждение — персонифицированная карта. Она есть у каждого ребёнка и каждого учителя в лицее.

     — Мы оперативно сообщаем родителям, когда ребёнок пришёл в школу или вышел из неё, можем отслеживать посещаемость лицея. Персонифицированная карта открывает доступ в электронный журнал. В лицее даже работает система СМС-оповещения родителей об успеваемости детей. Помимо этого, их отметки можно посмотреть на специальном сайте. В этом году в холле нашего образовательного учреждения был установлен специальный терминал. Приложив к нему персонифицированную карту, как сам школьник, так и его родители могут узнать оценки, домашнее задание и даже в интерактивной форме задать вопрос любому учителю, — добавила директор лицея.

     Мобильные порталы

   Другой пример информатизации — электронный модуль библиотеки. В нём хранится информация обо всей учебной и художественной литературе школы. При помощи всё той же персонифицированной карты можно оперативно получить возможность выдачи книг, следить за тем, какие книги читает школьник, в какие сроки их необходимо вернуть в библиотеку. Кроме того, электронный модуль библиотеки позволяет входить в электронные базы библиотек Ростовского государственного медицинского университета, ДГТУ, ЮФУ и пользоваться методическими наработками преподавателей этих вузов и электронным каталогом.

     По словам Валентины Потатуевой, в нём в электронном виде хранятся методические разработки и практические лабораторные работы наших учителей, и дети в рамках самостоятельной работы могут либо дистанционно, не выходя из дома, либо в читальном зале библиотеки воспользоваться ими.

    На каждом этаже лицея установлены мобильные электронные видеопорталы. На них каждый ученик может посмотреть расписание, новости, события из жизни лицейского самоуправления — всё то, что может быть ему интересно.

     Как отметила заместитель директора лицея № 14 Елена Пономарёва, в образовательном учреждении, которое она представляет, подобная карта также привязана к столовой. В лицее ведётся автоматизированный учёт питания, и родители могут следить за рационом ребёнка.

     Электронная запись

   Сегодня у управления образования города есть все возможности, чтобы предоставлять родителям услуги в максимально удобной для них форме. В Ростове-на-Дону давно отработаны технологии по электронной очереди в дошкольные образовательные учреждения. А в настоящее время у родителей дошкольников также есть возможность в электронном виде подать заявление на зачисление ребёнка в первый класс (например, school-go.ru).

   Инновации используются и в профориентации ребёнка. На сегодняшний день есть существенный спрос на инженерные специальности, поэтому инженерное мышление формируется в Ростове-на-Дону ещё с детского сада: с детьми проводятся занятия по конструированию и моделированию, ведь дошкольное образование играет огромную роль в становлении личности ребёнка.

     Важный шаг в этом направлении был сделан в августе 2016 года, когда управление образования города подписало соглашение о сотрудничестве образовательных организаций донской столицы с предприятиями города.

     — Идея, которую мы сегодня развиваем и к которой хотим привлечь городское сообщество и бизнес, заключается в построении технологической цепочки «детский сад — школа — университет — предприятие», — подчеркнула Виктория Чернышова.

   Для этого школы города активно участвуют в создании образовательного кластера Южного федерального университета и ДГТУ. Яркий тому пример — прошедшая в осенние каникулы неделя академической мобильности, когда каждый школьник мог попробовать себя в различных направлениях, используя научный потенциал и лаборатории вуза. Работу детей сопровождали магистранты ЮФУ. Кроме того, только за прошлый год четыре тысячи старшеклассников (это практически 100%) прошли профориентационные тестирования на базе Южного федерального университета.

    Сегодня в Ростове также создаются школы для одарённых детей, которые получают возможность работать в лабораториях. Такие лаборатории есть на базе некоторых образовательных учреждений города. В качестве образца будет использован опыт образовательного центра «Сириус», где этой осенью благодаря главе администрации города побывали 150 ростовских школьников.

     Образовательные проекты

  С использованием информационно-коммуникационных технологий реализуются различные муниципальные образовательные проекты. Подробно о них рассказал директор информационно-аналитического центра образования Ростова-на-Дону Игорь ФИЛИППОВ.

   — Для взаимодействия между учителями школ, администрацией общеобразовательных учреждений города, учениками и родителями разработан проект «Школа цифровых технологий», участниками которого стали 28 общеобразовательных организаций Ростова-на-Дону, так называемый авангард инновационного образования города, которые внедрили цифровые технологии и используют их не только в процессе обучения, но и в процессе управления, — отметил он.

     В рамках реализации проекта «Образование Ростова. Открытый формат» разработана и апробирована система регулярных трансляций значимых мероприятий сферы образования. В частности, в режиме онлайн проходят регулярные общегородские родительские собрания. Создано интернет-хранилище таких видеоматериалов с открытым круглосуточным доступом к ним.

     Информационно-образовательный проект «Слушай только живое. Союз юных сердец» с социальным партнёром информационно-аналитического центра Ростовской областной филармонии направлен на расширение социального взаимодействия и развитие новых форм внеурочной деятельности.

     — Филармония организует и проводит интернет-викторины, победители и наиболее активные участники которых получают возможность попасть за кулисы и познакомиться с музыкантами, — уточнил Виктор Филиппов.

     Для формирования кадрового резерва учителей в донской столице создан сервис «Банк резюме и вакансий». Этот проект предоставляет возможность потенциальным педагогам — студентам, которые оканчивают обучение в вузе, оставить здесь своё резюме, информацию о себе и своих педагогических достижениях, а школам — максимально быстро получить необходимую информацию о педагогах, рассматривающих предложения о трудоустройстве.

    Помимо этого, на сайте управления образования регулярно проводятся электронные голосования и интернет-опросы, которые позволяют наладить обратную связь с педагогической общественностью. С их помощью, кстати, выпускники 2016 года выбрали исполнителя для выступления на общегородском выпускном.

     Повышение квалификации

   Конечно, в условиях внедрения в практику работы педагогов инновационных технологий происходит модернизация системы повышения квалификации и их профессионального роста.

     По словам заместителя начальника управления образования города — начальника отдела общего образования Маргариты РАСПЕВАЛОВОЙ (на фото), ИКТ-компетентность учителя — необходимое условие современного образования. В период наращивания материально-технической базы образовательных учреждений города, внедрения информационных технологий в организацию образовательного процесса все учителя регулярно проходят курсы повышения квалификации. Сейчас это можно сделать и дистанционно.

     — В организации образовательного процесса сегодня используется множество современных информационных технологий, и очень важно, чтобы все они максимально работали на качество образования, — подчеркнула начальник управления образования города Виктория Чернышова.

     На сайте «Образование Ростова» (centrobrrostov.ru) можно найти много полезной и интересной информации, в том числе и о реализуемых проектах в сфере информационных технологий. Здесь можно узнать о ближайших мероприятих в рамках проекта «Университетские субботы», познакомиться с образовательным кластером Южного федерального университета, записаться в муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования, посмотреть, как проходил выпускной на набережной в этом году, и почитать новости. Попасть на него можно и с помощью официального портала городской Думы и администрации города Ростова-на-Дону www.rostov-gorod.ru. «Образование Ростова» можно найти в разделе «Проекты и партнёры».

 «Ростов официальный», № 47 (1146) от 16.11.2016

 

В школьных столовых Ростова запретили макароны по-флотски

В школьных столовых Ростова запретили макароны по-флотски

     94Специалисты Роспотребнадзора уверены, что макароны безопасны только в домашнем приготовлении

   Специалисты Роспотребнадзора давно собирались заняться школьным питанием, осознавая, что ростовская молодежь помимо распития алкогольных напитков и курения с 13 лет еще и неправильно питается в школах.

    Вследствие вышесказанного с начала текущего года в ростовских школах запретили продавать чипсы (из-за повышенного содержания в них соли), кока-колу и любые газированные напитки, жвачки, а также макароны по-флотски. Что касается газировки и чипсов, то здесь все ясно. А вот запрет на макароны по-флотски, мягко говоря, удивил родителей школьников.

     - Вторичное подогревание и вообще любая термическая обработка макарон с мясным фаршем может вызвать появление бактерий, нарушающих флору желудка, - прокомментировала ситуацию начальник отдела надзора за условиями воспитания и обучения управления Роспотребнадзора по РО Людмила Стасенко. - В ростовских школах, как правило, нет условий для правильного хранения таких продуктов.

     Тем не менее теперь расширился ассортимент горячих блюд: суп, борщ, рассольник, уха, солянка - все это входит в обязательное меню ростовских школьников на каждый день.

   Стоимость «здорового завтрака» тоже разная, чтобы каждому было по карману. Самый дорогой обед стоит 22 рубля. Кроме того, во всех школах города и области уже заменили обычную соль на йодированную.

   Кстати, как бы ни говорили о том, что полуфабрикаты вредны для здоровья, пюре и вермишель быстрого приготовления включены в ассортимент вторых блюд, правда, в те дни, когда  школьников будут отправлять в оздоровительные санатории и дорога в железнодорожном и автотранспорте будет длительная.

26.03.2008 http://rostov.kp.ru/daily/24070/308874/print/

 

Вечерние школы и прогимназии закроют

Вечерние школы и прогимназии закроют

     9624 мая в пресс-центре городской администрации прошёл брифинг начальника управления образования Ростова Александра УВАРОВСКОГО, который, напомню, совсем недавно побывал в редакции «Ростова официального» и стал участником круглого стола, посвящённого новым образовательным стандартам («Школа новая, проблемы старые», «РО» № 21 от 18 мая 2011 г.). О многом из того, о чём говорил Александр Павлович на брифинге, мы уже писали, а потому не будем повторяться и поделимся с вами только новой информацией.

      В ногу со временем

   По словам начальника городского управления образования, в рамках муниципального проекта «Новые технологии в образовании», реализация которого будет завершена уже в этом году, все 122 общеобразовательных учреждения в зависимости от их профиля были оснащены современным учебно-лабораторным оборудованием для кабинетов физики, химии и биологии. В общей сложности на эти цели было направлено более 400 млн рублей.

     — Это оборудование имеет и большой научный резерв для обеспечения работы при внедрении нового стандарта в образовании, — подчеркнул Александр Уваровский. — К примеру, оно позволит организовать различные кружки для учеников младших классов, для которых с введением образовательных стандартов нового поколения значительно увеличатся часы дополнительного образования.

     На первый план при внедрении нового стандарта выходит и вопрос школьного питания.

     — Ранее ежегодно в Ростове ремонтировали от 8 до 12 столовых, — сказал Александр Павлович. — А в этом году по инициативе мэра города выделены средства, позволяющие начать капитальный ремонт сразу в 49 общеобразовательных учреждениях.

     Не так страшен ЕГЭ

   Что касается государственной аттестации выпускников, то, по словам Александра Уваровского, её основной формой по-прежнему остаётся единый государственный экзамен.

     — Эксперимент по проведению ЕГЭ начался в России ещё десять лет назад, и Ростовская область практически сразу подключилась к данному процессу, — отметил начальник управления образования города. — Благодаря этому сегодня в донской столице, в отличие от многих других городов, имеется большой опыт проведения ЕГЭ, и здесь не должно быть сбоев.

    Александр Уваровский также подчеркнул, что в самой процедуре сдачи ЕГЭ нет ничего страшного. Любой выпускник может подготовиться к нему, зайдя на страничку официального сайта единого государственного экзамена (http://www.ege.edu.ru/). Здесь открыто большое количество демонстрационных вариантов, и в режиме online можно пройти тестирование и посмотреть, сколько баллов вы можете набрать.

      Время вечернее

    Также на брифинге Александр Павлович рассказал о том, что в Ростове планируют «закрыть» все вечерние школы. Это может быть связано с тем, что в новом законе «Об образовании», который должен быть принят в скором времени, нет понятия «вечерняя школа». Вечерние присоединят к дневным, сократив штат директоров и завучей. Получать образование трудящаяся молодёжь будет в обычных школах, но в вечернее время.

     — Практику перевода вечерних школ под крыло обычных мы начали ещё два года назад, — отметил начальник городского управления образования. — Первой ласточкой стала школа № 11, которую мы присоединили к 26-й. Обе они находятся в Пролетарском районе, детям удобно добираться до учебного заведения и места всем хватает. На очереди — вечерняя школа № 6 Первомайского района, которую мы присоединим к 16-й.

    По словам Александра Уваровского, эта практика со временем станет повсеместной для всех вечерних школ. Кроме того, расформируют и прогимназии — своеобразное сочетание детского сада с начальной школой. По закону, теперь в школах могут открывать группы дошкольного образования.

 «Ростов официальный», № 23 (862) от 01.06.2011   

 

В стране невыученных уроков

В стране невыученных уроков

     Над нашими школьниками проводят исторический эксперимент

    Лебедь, рак и историк

   В лихое время «перестройки» было решено, что советские «идеологически ангажированные» учебники истории мешают школьникам объективно оценить прошлое. Поэтому единый школьный учебник истории упразднили. В жизнь стал воплощаться маоистский лозунг «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ». Историю бросились перекраивать все кому не лень и как Бог на душу положит.

   В головы ребят вбивались взаимоисключающие «истины». То большевики – кровавые маньяки, то рыцари без страха и упрека. То Сталин – кровавый маньяк, то – спаситель Отечества. Только для десятого класса существовало свыше 60 учебников истории!

  А что вы хотите, если и до сих пор многочисленные «эксперты» и «специалисты» обрушивают с экранов на несчастных зрителей чудовищную ахинею, подкрепляя ее анекдотами, сплетнями и ненаучной фантастикой?
В конце концов, «не вынесла душа поэта»... В смысле не Пушкина, а Путина. Президент России 19 февраля 2013 года на заседании Совета по межнациональным отношениям кинул клич о создании единой линейки учебников истории для средней школы, которые должны быть построены в рамках единой концепции, уважения ко всем страницам нашего прошлого и написаны хорошим русским языком.

   Идею подхватило Российское историческое общество. Уже в марте министр образования Дмитрий Ливанов заявил: новый учебник школьники могут получить к концу года. Погорячился…

  К тому же встрепенулась прогрессивная общественность. Комитет гражданских инициатив заявил, что единый учебник приведет к расколу общества. Историк Игорь Данилевский уверял, что единого учебника быть не может: история – дело субъективное. Как говорил лекарь в фильме «Формула любви», «голова – предмет темный и исследованию не подлежит». А директор нижегородской школы Игорь Богданов вообще предложил создать по отдельному учебнику истории для каждого региона России. Всяк хохочет, как он хочет, а я хохочу, как я захочу.

   Путину пришлось пояснить свою мысль: учебник должен быть «каноническим», но преподаватель имеет право на «вариативность трактовок». Помощник президента Андрей Фурсенко добавил: учебники могут быть разными, но их должно объединять понимание, что Россия создавалась путем взаимодействия разных народов, традиций и культур.

   Короче, в августе 2014-го Министерство образования России отказалось от идеи единого учебника истории. Но заявило: новые пособия должны соответствовать единому историко-культурному стандарту, проект которого был опубликован еще в июле 2013 года.

      Педагоги взмолились о пощаде

   К началу 2015 года российские ученые одобрили три линейки школьных учебников по истории из восьми. Успешно справились с задачей издательства «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово». В выборе участвовали 100 экспертов. Пока одобрены только учебники для средней школы с шестого по девятый классы.

     По новым книгам и пособиям уже год учатся более 700 тысяч российских школьников. Отзывы неоднозначные. В начале апреля тема обсуждалась на Третьем Всероссийском съезде учителей истории и естествознания в Москве, куда съехались 500 педагогов со всей страны.

     Сторонники новой системы преподавания отмечают попытку создателей учебников отойти от «сухого пересказа», увлечь школьника. Учитель из Омской области Константин Деянов назвал такую методику «симпатичной», поскольку она рассказывает не только об исторических фактах, но и о культуре народов, помогает взглянуть на эпоху глазами ее жителей из разных слоев общества.

   Есть, однако, и другие мнения. Часть педагогов считает, что концепция слишком академична, не учитывает возраста и особенностей психологии детей-подростков. Учебники надо адаптировать, чтобы школьник мог легко понять и запомнить материал. Пока же программа тяжеловесна, перегружена. Школьник должен усвоить три с половиной тысячи единиц дидактического материала – событий, дат, имен, терминов. Педагоги выступают за то, чтобы преподавание стало «более щадящим». Поменьше умничать, побольше увлекать.

    Еще одна проблема – дороговизна. В разгар экономического кризиса цены на бумагу, краску, типографские услуги взлетели до небес...

     Смотришь в книгу – где же иго?!

     Не завидую я сочинителям исторических пособий. Прошлое у нас, как известно, непредсказуемое, а полет мысли авторов порою выходит за границы понимания. Многие родители до сих пор с ужасом вспоминают школьный учебник истории Александра Кредера, где крупнейшими битвами Второй мировой названы «сражение» за атолл Мидуэй (японцы пытались высадить там десант в пять тысяч человек) и танковый бой при Эль-Аламейне, который по сравнению с Курской дугой можно считать детской игрой в «танчики» на обеденном столе. О Сталинграде и Курске упоминалось одной строкой. Но главное: Кредера вбивал в головы школьников мысль, что разгром национал-фашизма Советской Армией стал трагедией для Европы: он привел к засилью «коммунистического тоталитаризма». Лучше бы победил Гитлер…

     Так что идею создания нового учебника я в целом разделяю. Но прекрасно понимаю, как трудно донести суть «преданий старины глубокой» до школьников. Равно как и до педагогов, которые «срослись» с традиционным толкованием фактов. Например, петербургский учитель Олег Федоров убежден, что преподавание истории в школе менять не надо: «Даже если какие-то сюжеты, вошедшие в учебники, не существовали как исторические факты, это не повод от них отказываться в угоду академической науке».

     Феноменально! Продолжим рассказывать детям байки и нелепости, а ученые пусть себе идут лесом. Ну не было встречи Дмитрия Донского с Сергием Радонежским – и что с того? А пусть будет. Красиво, «патриотично», а главное – привычно.

   Но такая позиция ведет к тому, что подростки перестают верить школьным учебникам. Хуже того, в эпоху Интернета ребятишки нередко черпают сведения из альтернативных источников, зачастую предлагающих совершенно бредовые трактовки событий. А многие педагоги читают темы по своим шпаргалкам «времен очаковских и покоренья Крыма» и не в состоянии ответить на каверзные вопросы учеников.

    Новые учебники истории стремятся к научности и объективности. Так, термин «монголо-татарское иго» изменен на «ордынское иго». Логика в этом есть: ведь Золотая Орда еще к 1266 году обрела независимость от монголов, а к 1480-му (формальное освобождение Руси от «ига») монгольская империя уже сотню лет как вообще распалась. Другое дело, с самим «игом» не все ясно. Зависимость русских княжеств от татар сохранялась в разных формах вплоть до 1700 года. Дань («поминки») выплачивалась сначала остаткам Орды, затем Крымскому ханству. За откуп ханы обязались не совершать набеги на московитов. Отменил дань крымским татарам лишь Петр Великий – «понеже Государство Московское самовластное и свободное Государство есть».

     Впрочем, я увлекся: вдруг молодому поколению вредно это знать? В смысле «непатриотично»…

    Еще одна проблема. Даже обновленные учебники не учитывают возрастных различий школьников. Античная и возрожденческая история и культура, на которых построена вся европейская цивилизация, преподаются дитятям неразумным в пятом-шестом классах! Что они могут понять? Через год у них все вылетает из головы. После такого «изучения» большинство ребят покидают школу с густым туманом в голове. Античность и Возрождение должны изучаться в старших классах и не иначе.

   То же справедливо и в отношении Древней Руси – особенно в связи с нынешними событиями на Украине и мощной идеологической пропагандой укрошовинистов, зачастую основанной на диких мифах и фантазиях.

     Я уже не говорю о новейшей отечественной истории – революциях, войнах, коллективизации, индустриализации, сложной фигуре Сталина, распаде СССР и т.д. В оценке этих событий не могут до сих пор сойтись во мнениях сами ученые. И поле битвы переносят в школьные классы. Даже не поле битвы, а минное поле. Шаг влево, шаг вправо – и подростку, что называется, «выносит мозг»...

     Историки предупреждают: над учебниками предстоит еще долго работать, редактировать их, шлифовать. Путь к совершенству, как известно, – «опыт, сын ошибок трудных». Жаль только, что такие опыты проводятся на людях. Тем более – на детях. А иначе – никак?

НВ №119 от 29 Апреля 2016 г.

 

.