rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

В ростовских школах вводят уроки православия

Русские люди не должны терять своё лицо

14В последнее время в школах начали преподавать религио­ведческие предметы. Офици­альным основанием для этого стал приказ министра образо­вания России от 01.07.2003. Об этом мы поговорили с методи­стом отдела религиозного об­разования и катехизации Ростовской епархии Наталь­ей Сергеевной Режабек.

Современный   человек обязан знать, на каких основах выстроена культура государст­ва, в котором он живёт, и каким образом сформировался язык,
на котором он говорит. Поэтому каждому из нас совершенно необходимы   основы   право­славной культуры. Даже в таких серьёзных документах, как доктрина национальной безопас­ности, прописана эта позиция.

Мы не должны быть Ивана­ми, не помнящими родства. Мы никогда не станем хороши­ми американцами. И вместо то­го, чтобы стать плохими аме­риканцами, лучше попытаться стать нормальными русскими. В этом и заключается основа­ние всех наших усилий сего­дня.

—   Какие религиоведческие предметы преподают в ростовских школах сегодня?

Предмет «Основы право­славной культуры» уже введён в некоторых школах. Разрабо­тана программа по этому пред­мету. Есть учебники, но их ещё недостаточно. Часть из них имеют гриф Минобразования России. Курс «Основы право­славной культуры» вне обяза­тельной части образователь­ной программы. Совет школы, состоящий из директора, пре­подавателей, родителей и уче­ников старших классов, может принять решение о необходи­мости данного факультатива. Это ознакомительный курс, и он не предполагает, что детей будут учить самой религии, то есть практике — ходить в церковь, исповедоваться, молить­ся и т.д. В обычной светской школе ознакомительное пре­подавание православной куль­туры не нарушает никакие за­коны, не ущемляет ничьих ин­тересов.

Введение ознакомительно­го курса, я считаю, совершенно необходимо. У нас не хватает учебников, не хватает препода­вателей, но в этом я вижу и по­ложительные моменты. Этот курс нельзя вводить насильст­венно и повсеместно. Общест­во должно дорасти до этого, осознать необходимость изу­чения культуры своей страны. Небольшое количество желаю­щих изучать этот предмет, с од­ной стороны, и небольшое ко­личество учебников и учите­лей с другой, приводят ситуа­цию к равновесию.

А можно ли в светских школах   преподавать   религию?

15В соответствии с действу­ющим законодательством в общеобразовательном учреждении детей можно учить религии с практикой: причастием, исповедью, соблюдением постов и так далее. Но такие занятия находятся вне сферы учебной деятельности школы. На это также есть приказ минист­ра образования РФ. Если роди­тели захотели обучить детей практике религии, то директор школы должен обеспечить это. Каким образом? Школа может договориться с ближайшим православным приходом или любой религиозной организа­цией, которая юридически за­регистрирована и действует на законных основаниях. Тогда на факультативные занятия, за пределами сетки часов, соби­раются только те дети, чьи ро­дители письменно высказали подобное пожелание. В таких случаях приходит в школу свя­щенник или катехизатор, кото­рого направил приход, и тогда

за содержание уроков несет ответственность не школа, а религиозная организация. Но не думаю, что такое обуче­ние религии будет проводить­ся массово, во многих школах.

В Ростове есть школы, где уже преподают практическую религию?

В нашем городе есть учебные заведения, учредителями которых являются религиозные организации. Например, классическая православная гимназия, учредитель которой — Ростовская епархия Русской православной церкви. Она создана
для детей из верующих семей. Они изучают все предметы государственного стандарта и религию. Занятия там начинаются с молитвы.

Кто может преподавать религию в школах, ведь педагогические вузы не выпуска­ют таких специалистов?

В Москве есть Свято-Тихоновский институт, который даёт высшее богословское образование. Выпускники педагогического факультета этого вуза получают специальность — социальный педагог. Им выдаётся диплом государственного образца. Выпускники этого института могут преподавать религию в учебных заведениях. И в Ростове есть филиал данного института.

«Основы православной культуры» — предмет, который можно преподавать, не имея специального образования, а просто пройдя переподготовку. Сара Фёдоровна Хлебунова — директор института повыше­ния квалификации и перепод­готовки работников образова­ния — заверила, что в течение зимы и весны следующего года около 30 педагогов пройдут не­обходимую переподготовку.

Дети посещают факультативные занятия с разрешения родителей?

Да, если родители хотят, чтобы их ребёнок изучал этот предмет, они должны предста­вить в школу своё письменное разрешение. Я, как преподаватель  и  катехизатор,  неодно­кратно сталкивалась с такими случаями, когда представители традиционных религий с удовольствием отправляли своих детей на эти занятия. Мама одной девочки, верующая мусульманка, сказала: «Дочка живёт среди русских людей, и пусть учит, то что учат все. Знает историю и культуру страны, в которой живёт». Я часто встреча­юсь с такой позицией родителей. В этом плане у нас не было проблем с представителями иудаизма и ислама, но они возникают с представителями сектантских протестантских груп­пировок.

Современные школьные программы включают много того, что неприемлемо для пра­вославных людей. Вообще-то, если по какому-либо вопросу существует несколько точек зрения, учитель обязан озву­чить все. Если он говорит, что человек произошёл от обезья­ны, то по закону он обязан ска­зать, что это гипотеза, а не тео­рия, ведь конкретных доказа­тельств не существует. Помимо этого он должен озвучить и другие позиции, в том числе, что мир был сотворён творцом.

Все учебники, школьные и вузовские, написаны с пози­ции дарвинизма, и даже если учитель хочет дать детям нечто другое, у него просто нет такой возможности. И тут мы приходим на помощь. У нас есть ма­териал, который накопили ве­рующие христиане разных эпох и стран.

Другая проблема — совер­шенно бедственная ситуация с русским языком. Часы его изу­чения в школах сокращаются. У нас накоплен опыт препода­вания церковно-славянского языка. Именно на его фунда­менте сложился русский лите­ратурный язык. А если фунда­мент прочный, значит, обяза­тельно устоят стены.

Знакомство с церковно­славянским языком позволяет стать человеком культурным и образованным, а не просто знающим. Мы очень хотим по­мочь русским людям оставать­ся русскими и не дать им уте­рять своё лицо, свою индиви­дуальность.

КОММЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Ирина Маркарова, главный специалист МУ «Управление образова­ния администрации г. Ростова-на-Дону»:

— «Основы православной культуры» — очень специфический курс, совмещающий знания по истории, литературе, философии, и вести его мо­жет не каждый преподаватель. Помимо того, что не хватает преподавате­лей, существует недостаток учебников по данному предмету.

В принципе в школе можно ввести любой предмет, но наша задача оп­ределить, насколько это целесообразно, и главное — давая ученикам до­полнительную нагрузку, не переусердствовать. Начинать нужно с изучения мнений учеников и их родителей.

Сейчас мы смотрим, насколько наши школы готовы к введению этого предмета, какова база учебных пособий. Выясняем, есть ли соответствую­щие кадры. Торопиться в этом вопросе не стоит. Думаю, более подробно го­ворить о введении предмета в общеобразовательных школах можно будет в следующем учебном году.

5 ноября 2003г., РО.
 

Есть такая наука!

     Вихров А.М. из Ростова интересуется: - Преподается ли в школах Ростова православоведение? 

    Отвечает методист епархиального отдела образования Режабек Н.С.:
   - В соответствии с приказом № 1343 от 16.06.2004 г. министра общего и профессионального образования Ростовской области "Об организации пилотных учреждений, реализующих программы религиоведческого образования", в настоящее время в 34-х учебных заведениях Ростова и области ведется преподавание курсов "Основы православной культуры" и "Христианство и религии мира". В числе этих учебных заведений - 3 гимназии, 3 лицея, 26 общеобразовательных школ и 1 учреждение дополнительного образования.

"Газета Дона" (Ростов-на-Дону) 52(316) от 29-12-2004
.