rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Я страдаю за своих и за других

Я страдаю за своих и за других

84Лауреат Государственной премии Армении, член Международной ассоциации художников ЮНЕСКО, скульптор, выставки которого проходили в Монако, Дании, Швеции, Финляндии, Швейцарии, странах Прибалтики, Ближнего Востока и даже в Лувре, сегодня стоит на площади Ростова и не перестаёт улыбаться. Потому что, признаётся он, чувствует здесь себя как дома.

Мкртыч Мазманян — автор памятника, который был открыт в минувшую пятницу при большом скоплении народа в Ростове. Памятник посвящён трагической дате — 100-летию геноцида армян в Османской империи, во время которого погибло более 1,5 млн человек. Памятник изображает множество рук.

Автор трактует свой замысел так: это не армянские руки. Это всечеловеческие. «И они живее живых. Так как благополучные государства ничего не делают, чтобы защитить малые нации и народы, пришлось мёртвым подниматься. Выдавать протест».

Памятники жертвам геноцида, объясняет он, есть в других странах. И везде есть надпись, что это посвящение геноциду армян. На ростовском памятнике такой надписи нет. Потому что, подчёркивает Мазманян, геноциду подвергались и другие христианские народы: греки, евреи, ассирийцы. «Национальности тут нет. Адресности тут нет. Я страдаю за своих и за других».

Но вскоре вокруг пьедестала ростовского памятника появятся надписи «Геноциду — нет!» на армянском, греческом, иврите и ассирийском. «У меня не было времени написать. Я должен был сам окаймовать». Работал над скульптурой он недолго: три месяца; идея пришла сразу. «Потому что у каждого армянина эта тема в уме и сердце».

Разговор от ростовской площади переходит к планетарным масштабам. Мкртыч Мазманян недавно вернулся на родину из Ливана, где прожил 20 лет и где совсем недавно была гражданская война.

«А что сейчас в Сирии делают? Что в Ливии делали? Что в Ираке?.. Сейчас, понимаете, здесь очаг устроили. В таких родственных странах, как Украина и Россия. План какой-то есть. И это всё мне не нравится. Как скульптор, как гражданин я должен восстать», — горячо говорит он.

И эти слова звучат как-то по-особенному накануне 1-го мая — дня, который в Советском Союзе, где родился Мазманян, отмечали как Международный день солидарности трудящихся.

Интересуюсь: родственники в Ростове есть? Отвечает: родственников нет, зато есть друзья, старые и новые, которых в эти дни приобрёл.

«Ростов официальный», № 18 (1065) от 29.04.2015
.