«ГЕРОЙ ХХ ВЕКА»
25 ЯНВАРЯ 2001г. ИСПОЛНИЛОСЬ 80 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ С.Г. ХЛЫТЧИЕВА
Имя народного артиста РСФСР Сергея Григорьевича Хлытчиева знакомо и почитаемо очень многими театралами. Тропинку в большое искусство он начинал прокладывать в Таганроге, где юношей посещал «драматическую группу театрального коллектива клуба завода им. Димитрова». Именно там сделал свои первые шаги на сцене. Тогда же Хлытчиев завел альбом, в котором, с редкой скрупулезностью для актеров, стал отмечать все значимые вехи в своей творческой биографии. Сегодня эти бесценно уникальные фотокадры, статьи и помогают воспроизвести биографию Мастера.
В конце 30-х С. Хлытчиев - таганрогский выпускник - поступил на актерский факультет Ростовского театрального училища, на курс народного артиста УССР А. М. Матвеева. Ему очень повезло и на педагогов, и на сокурсников. Неординарность соучеников была заметна тогда и ярко проявилась позже: Н. Дупак стал артистом кино и играл на столичной сцене, а впоследствии стал директором театра на Таганке. С. Терещенко был главным режиссером Сочинского телевидения, С Чекан - заслуженным артистом РСФСР и популярным киноартистом, а Сергей Бондарчук - народным артист СССР, лауреатом Ленинской и Государственной премий, киноартистом и кинорежиссером. Сергей Григорьевич тоже не посрамил школы его взрастившей - был удостоен почетного звания «Народный артист России».
Первой ступенькой на пути к театральному Олимпу стал Таганрогский городской (тогда он так назывался) драматический театр, где начал работать после учебы в 1942г. Потом, недолго, в Ростовском театре комедии. Далее его путь-дорожка пролегла на восток страны. Он работал в Театре угольщиков г. Артема (туда в свое время пригласили лучших из лучших двух столиц и других городов создавать театральное искусство на Дальнем Востоке). Потом он своеобразно осваивал целинные земли - с труппой Алтайского краевого драматического театра общался через рампу с энтузиастами этого призыва. После Алтайского края судьба "забросила" его в Клайпедский русский драматический театр. У героев того периода составной частью их характеристики обязательно присутствовала некая романтическая… вздыбленность, которая покрывала огрехи молодой советской драматургии, но в исполнении Хлытчиева и благодаря таланту и искренности несколько схематичные образы приобретали черты живой человеческой индивидуальности, чем и запоминались надолго.
Когда Сергей Григорьевич вернулся в Ростов, в его "послужном списке" значились такие роли, как Ромео, Арбенин, Раскольников, Адуев, Яго и многие другие мировой и отечественной классики. С задором и максимализмом того времени артист брался за любую работу, поэтому, конечно, ролей современной драматургии было значительно больше. Сергей Григорьевич сохранил об этом периоде самую нежную память и, вспоминая, отмечал: "Это был очень интересный и дорогой этап в моей жизни. Энтузиазм людей, осваивающих целинные земли, их дела, оставившие яркий след послевоенной трудовой летописи нашей страны, обязывал нас, работников театра, обращаться к постановкам, созвучным тому времени. Так рождались спектакли "Повесть о настоящем человеке", «Кандидат партии», «Беспокойная должность», «Кремлевские куранты», "Незабываемый 1919-й..." и многие другие».
В 1970г. С.Г. Хлытчиев был приглашен в труппу Ростовского драматического театра имени Максима Горького. Влился в нее легко, просто и органично, с первых ролей заняв лидирующее положение.
За 20 лет работы в Ростове артист создал целую галерею образов, которые навсегда запомнились тем, кому посчастливилось их увидеть.
С 1982 г. С Г. Хлытчиев поднялся на высшую ступеньку, воспитал не одно поколение профессиональных актеров, режиссеров в научно-методическом центре народного творчества, поставил ряд спектакле в самодеятельных коллективах, принимал активное участие в общественной деятельности - был членом художественного Совета театра. председателем Дома актера Ростовского отделения ВТО.
Вот уже более двух лет нет с нами этого удивительного Художника, большого мастера. Остался в музее стенд, раскрывающий значительность вклада артиста в донское театральное искусство. А дом, где он жил, увековечен мемориальной доской. Остались имя и наша память, как дар Артисту, который в переустройстве души сыграл свою главную роль.
|