«Господин Радж»
Большинству этот человек известен как высокопоставленный начальник одного большого автотранспортного ведомства. И только немногим Андрей КАСИЕВ знаком как музыкант, вокалист, без малого более пятидесяти лет прослуживший Песне.
В его памяти отчетливо запечатлелись вечера, когда его, малолетнего мальчугана, с более взрослыми братьями и сестрами вокруг себя усаживал отец, и начинались под аккомпанемент баяна главы семейства их фамильные спевки. Нотные погрешности не замечались, но чего здесь простить не могли, так это пения без души, без свободного, живого исполнения.
Потом были школьный хор, армейская самодеятельность, городские эстрадные площадки, на которых голос обретал новую высоту, звучал чисто, как струна, и парил перед слушателями легко, свободно, без надрыва. Потом последовало приглашение в филармонию. Все, что касалось творчества, шло в филармонии как нельзя лучше, всероссийских смотров и конкурсов - тоже. Помимо вокала, он укрепил в оркестре другой свой дар - игру на ударном инструменте. На одном из престижных фестивалей Касиева комиссия, как сейчас говорят, номинировала за художественное воплощение песни званием "Роза оркестра". Казалось, что успех и большая эстрада близки как никогда. Только бы здесь поддержали в этом высоком стремлении. Но - нет. Касиев вдруг понял, что никому не нужен. За исключением, пожалуй, своих слушателей.
Он сменил профессию. За сравнительно короткий срок освоил новые специальности. Но его слушатели и его музыка были рядом. Более того - появлялись новые поклонники.
Однажды по линии теплоэнергетического управления его командировали в Индию. Касиев посчитал неуважительным жить в стране и не знать ее языка. Он не только стал изучать хинди, но даже разучил на нем ряд популярных тогда песен. В том числе из фильмов "Господин 420" и "Бродяга": И случай позволил Андрею Сааковичу блеснуть вокальным мастерством. Тут надо заметить, что и голосом, и внешне Касиев очень похож на фантастически популярного тогда в Индии киноартиста Раджа Капура. А фигурой Андрей Саакович производил впечатление человека респектабельного и состоятельного, что для тамошнего народа весьма значимо. В общем, это был такой успех... Продавцы отказывались брать у него деньги, в ресторанах, где случалось обедать, весь административный аппарат и обслуга выстраивались в линию, чтобы с почестями его поприветствовать. Они его так и называли: "Господин Радж".
Отношение местного населения в ту пору к русским (а это было после ввода Советских войск в Афганистан) не всегда можно было назвать дружественным. Далеко не все одобряли политику Кремля и безапелляционно об этом заявляли нашим соотечественникам. Последствия таких дискуссий бывали непредсказуемы. Но появление в таких "горячих точках" "господина Раджа" всегда разряжало обстановку. Даже если дело и не заканчивалось миром, то и до драки никогда не доходило: перед "господином Раджем" даже пьяные миролюбиво расступались, и он уводил порой и незнакомых ему граждан из опасного места.
Казалось бы, лучшего жанра, чем мемуарный, для утверждения своей жизненной философии Касиеву вряд ли сыскать. Он и выбирает для подведения первых жизненных итогов жанр мемуарный. Только не эпистолярный, а - музыкальный. Он собирает целую антологию песен, с которыми прошел по жизни. Тем у него много: и верность любимому, и сыновний долг, святая материнская любовь и любовь к ближнему.
Счастье, по Касиеву, - это сделать счастливыми других. Его вокал на удивление сохранил юношескую чистоту. Песня льется словно сама собой. Эта свобода и легкость, по-видимому, и были даны ему с самого начала, от природы.
Но только ли за талант в народе ценился мастер? Главным образом - за душевную красоту. Мастерство, оно ведь как бы спаяно еще и с добротой, отзывчивостью, щедростью. И это все - тоже про Касиева. Что же до собственно творчества: после успешной работы над первым сольным диском "Пожелание" Андрей Касиев приступил к реализации нового музыкального проекта.
Фото из архива А.Касиева
16 февраля 2007г., НВ.
|