rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Городское управление: Дела общественные

ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ДЕЛА ОБЩЕСТВЕННЫЕ

Армянский магистрат заведовал городским хозяйством, выполнял судебные и полицейские функции. Он имел два отдела: армянский и общий. Армянский - рассматривал все дела кроме уголовных. Они поступали в общий отдел. Армянский суд руководствовался старым судебником, это был сборник гражданских и уголовных законов, основанных на римском праве.

В магистрат входили три члена (тадавора), которые избирались гражданами и утверждались правительством на три года. Полицейские функции выполняли еще два тадавора.

Делами города заведовала выборная гражданская дума, в начале работы в ее состав входили 6 человек, позже, с ростом города, с увеличением объема организационной и управленческой работы, их количество увеличилось до 24, затем - до 36. Председателем думы был городской голова.

Судебно-административные функции Нахичеванского магистрата распространялись и на все армянские поселения. В них полицейские задачи решали сельские старшины. Совет старейшин являлся властью над жизнью армянских сел, состоявший из выборного «адамана» и 2-4 старшин. Но все их распоряжения утверждались Нахичеванским магистратом.

Так что жизнь города и пяти селений составляла административное целое и представляло собой армянскую колонию, она называлась «армянским округом». Армяне очень дорожили тем, что у них существует собственная полицейская власть и впоследствии противились стремлению ростовцев к «объединению».

Надо сказать, что армянские поселенцы, особенно первое время, чтили традиции своих предков, их жизнь была в значительно большей степени подчинена установленному внутреннему распорядку - укладу и семейному, и бытовому. Именно этот уклад составлял основу национального менталитета и активно влиял на его эволюцию, Неслучайно Екатерина Великая говорила: нельзя исправить законом то, что подчиняется жизненному укладу.

В жизни армянского общества было гораздо меньше уголовных преступлений, особенно тяжких. В начале XIX вена за порядком в Нахичевани следили 30 будочных сторожей. «Так, в статистическом отчете, представленном Таганрогскому градоначальнику 23 июня 1823 года читаем: «В течение последних 10 лет в округе Нахичевана никем из жителей ни одного убийства не учинено». Хотя к середине XIX века, еще до того, как Ростов стал «папой» в уголовном мире России, Нахичевань-на-Дону прославилась как город фальшивомонетчиков, а преступления такого рода требовали не грубой силы, агрессивности, а высокого мастерства и профессионального умения особого толка. В домах, где изготовлялись фальшивые деньги во дворах держали на цепи медведей... Но все это будет потом...

А в конце XVIII - начале XIX столетий Нор-Нахичсван жил вполне патриархальной жизнью, о чем писали все, кто посещал город.

Особенно отличались армяне семейными традициями. В армянских семьях было, как правило, много детей. Армянки были хорошими хозяйками, домоседками, они держали на себе весь дом, воспитывали детей. Неслучайно армянские пословицы гласят: «Дом без жены подобен мельнице без воды», «Мужчина - наружная стена дома, жена - внутренняя». Сборник пословиц и поговорок армян Дона собрал и издал в 1973 году Шаген Шагинян. И он назвал его симптоматично - «Дерево сильно корнями» - это ведь о силе и крепости армянской семьи, о значении рода - основе жизни народа сказано и сказано тоже поговоркой.

Семейная неверность считалась у армян одним из тяжких преступлений. А главное - позорных грехов. За него полагалось и «показательное наказание». Уличенных в прелюбодеянии пороли публично на базарной площади или перед зданием магистрата. В одном из постановлений 1805 года говорилось об уличении в прелюбодеянии пономаря Акопа, в отношении которого магистрат постановил: «бороду его на правой стороне сбрить и в таком позорном виде водить по базару, чтобы все знали, что всякому прелюбодею предстоит такая участь».

Но такие показательные «мероприятия» продолжались недолго. Возможно «карательные полицейские меры» были вызваны еще и том, что армянским переселенцам хотелось выглядеть как можно лучше перед лицом русских соседей, а также избегать их влияния. В журнальном постановления магистрата за 1805 год на имя исполняющего обязанности полицейского говорится: «...ты должен заботиться о благочинии в нашем городе, дабы добронравием своим мы могли служить примером для наших детей, чтобы они росли также в добронравии». И дальше начинаются горькие строки о воздействии пороков, о действии природы самого человека на его общественные поступки среди определенной части армянского общества. «Магистрату известно, что молодежь наша становится беспутной; они посещают кабаки, водятся с женщинами, устраивают попойки - конечно, с целью прелюбодеяния; что другого может быть? Ежели ты не преминешь усмирять таких бесстыдных, наглых молодых людей тюремным заключением или поркою, дабы не повадно было впредь заниматься таким озорством, то это будет твоим благодеянием нашему обществу. Читателю может показаться, что я противеречу в своих описаниях нравов Нахичевани. Нет, я просто показываю разные стороны жизни. Давайте обратим внимание на то, о каких «пороках» говорит магистрат. Не об убийствах, не об ограблениях, не о бандитизме, которыми так скоро будет «блистать» соседний Ростов, а о «попойках, посещениях кабаков...». С развитием города, с активным ростом его населения кратно увеличиваются и все отрицательные стороны жизни современного полиса.

Так что не будем преувеличивать значение полицейских мер воздействия на людей, роль магистрата в нашем случае.

98Избрание гражданами членов магистрата и «городское самоуправление», о котором шла речь, сможет создать у читателей иллюзии о буржуазной демократии в старой Нахичевани. Элементы демократии (выборности) действительно были, но хозяевами города практически были самые зажиточные люди, промышленники и купцы - из их состава и выбирались заседатели магистрата, гласные городской думы и городские головы. Да иначе и быть не могло. И не только по сути существующего тогда общественного строя, но и по сути самой жизни, ее неписанных законов. Управлять должны самые опытные, способные, доказавшие на деле свою общественную состоятельность, проявившие свой талант организаторов в хозяйствовании и управлении. А сказки о демократии мы отложим для будущих поколений...

Нахичеванский магистрат существовал до 1870 года, когда с введением нового городового Положения при Александре Втором все учреждения подобного рода были упразднены.

Город быстро отстраивался. Нахичевань строилась по четкому плану. Это было время великих успехов России, ее подъема. После основания и застройки Петербурга «дух» новой столицы стал господствовать в русской архитектуре. Это особенно проявилось в эпоху русского ампира в первую треть XIX века. Были разработаны регулярные планы для более чем 400 русских городов, получивших «образцовые» проекты всех типов сооружений. В такое время и был создан план Нахичевани. Санкт-Петербург вырос на пустом месте, что позволяло включать в его планировку широкие и прямые проспекты, большие площади, сады... Даже в наши дни центральные улицы Санкт-Петербурга столь широки и просторны, что они до сих пор поражают иностранцев, привыкших к тесной компактности европейских городов. Словно Россия специально демонстрировала миру свой размах и масштаб.

Нахичевань, естественно, намного уступала столице, но общность типовой застройки их планирования очевидна. Ведь она тоже возникла на пустом месте. Весь город был расчерчен на квадраты (кварталы). Центром города стала Соборная площадь, на которой вознесся красавец-собор, задававший «тон» всей остальной застройке. Улицы, примыкающие к церквам, носили их названия, их пересечения назывались «линиями» по примеру линий Васильевского острова в Санкт-Петербурге.

Существует мнение, что план Нахичевани, собор Григора Просветителя, церковь монастыря Сурб Хач проектировал И.Е. Старов. Осторожнее высказывается исследователь храмов Нахичевани Е.И. Малаховский. Он говорит о том, что Старову «приписывается» авторство этих объектов6. Иван Егорович Старов (1745-1808) выдающийся русский архитектор, академик, профессор (среди его учеников - А.Д. Захаров). В 1772¬1774 годах он возглавлял архитектурную Комиссию о каменном строении Санкт- Петербурга и Москвы. Он считается одним из основоположников раннего русского классицизма в архитектуре и вместе с В.И. Баженовым и М.Ф. Казаковым является мастером зрелого классицизма. Среди его крупных работ - проекты планировки Воронежа и Пскова (1774), Екатеринославля и Николаева, т.е. он много работал в Новороссии. Принимал активное участие в сооружении Казанского собора в столице, создал проекты некоторых усадебных ансамблей вблизи Петербурга, Таврического дворца, дома Шереметьевых в Москве (проект не осуществлен).

В 1774 году в Богородицке (близь Тулы) была заложена усадебная церковь. Этот храм очень напоминает церковь монастыря в Сурб Хаче как общей конфигурацией здания, так и некоторыми важными деталями. Те же четыре колонны под фронтоном, удлиненная форма окон, барабан купола и башенка с небольшой луковкой над ней. В любом случае можно предположить, что в работе над храмами в Нахичевани принимали участие ученики И.Е. Старова. Думается, что если бы храм монастыря Сурб Хач строился по проекту Старова, эта работа упоминалась бы в перечнях его строений.

План Нахичевани сохранил свое центральное «ядро» до наших дней. Но нельзя не считать огромных потерь - разрушения церквей Нахичевани.

Соборная улица (ныне 1-я Советская) вела в Ростов-на-Дону. У своих истоков она обрамлялась Софиевской и Георгиевской площадями, Александровским садом и «впадала» в огромный пустырь («межу»), разделяющий города-соседи.

В 1811 году Нор-Нахичеван получил свой герб. Город стал называться Нахичеванью-на-Дону (для отличия от кавказской Нахичевани).

В первой четверти XIX века новая Нахичевань выглядит как вполне сложившийся город. Лучше всего расскажет о динамике его роста и развития статистика и описание города в различных документальных источниках. Если сразу после расселения армян на Дону численность армянских поселений составляла около трех тысяч человек, то в 1817 году сельское население насчитывало: в селе Торты (Дарте) - ныне Крым - 300 семейств, в Орталане или Горталане (Чалтыре) - 200 семейств, Булак-Салы (Боль-шие Силы) - 215 семейств, Султан-Сады – 150 семейств, Несветае (Нецветае) - 50 семейств.

По свидетельству французского путешественника Колли в 1817 году «Население Нахичевани составляет 7868 душ, в окрестных селях проживает еще 2815 душ. Всего же армян - 10883 души».

Через пять лет население Нахичевани составило 10735 человек, жителей сел - 3079. Эти цифры показывают, какими темпами шел естественный прирост населения, приезжих в Нахичевани в то время практически не было. Социальный состав жителей Нахичевани в 1822 году демонстрировал заметное социальное расслоение, появление новых групп населения: купцов всех трех гильдий 290 человек, мещан - 6861, цеховых - 2940, поселян, живущих в городе - 275 (надо предполагать, что они занимались торговлей сельхозпродуктами, производимыми в сельской местности), духовного звания -154, дворян и чиновников - 188, разночинцев - 21.

Есть еще один надежный статистический источник - исследование А.А. Скальковского. В своем «Хронологическом обозрении истории Новороссийского края» он указывает цифры - в Нахичевани в 1822 году проживало 5387 мужнин и 4975 женщин (10362). Для сравнения в Ростове в это время насчитывалось 4932 жителя, мужчин - 2459, женщин - 2473. Как видим, данные, приведенные Краснянским (Колли) и Скальковским, расходятся совсем незначительно. Кстати, такие расхождения встречаются во многих статистических источниках.

Первые годы армяне, живущие в городе, поддерживали более тесные и добрососедские отношения с селянами, затем взаимоотношения стали портиться. Горожане жили, естественно, богаче, имели лучшие дома, получали большие доходы. Еще в 1788 году Казенная палата отделила жителей Нахичевани от сельских поселенцев и наименовала их «волостными крестьянами», которые наравне с казенными поселянами стали подчиняться Ростовскому нижнему суду и их уже ничто не связывало с городским нахичеванским магистратом. А затем последовали предписания о привлечении новых «волостных крестьян» к равным работам, стали взиматься с них и различные поборы.

Русское чиновничество с попятным интересом поглядывало на зажиточных армян. Они постоянно ощущали это «внимание», беспокоились о сохранении тех привилегий, которые прописал им Указе Екатерины Второй. В самом конце XVIII века, когда на российском троне царствовал уже Павел Первый, они обратились в столицу к императору с просьбой подтвердить их права. Павел Первый 4 января 1709 года подписал соответствующий Указ. Он гласил: «Права и преимущества нахичеванскому армянскому обществу Нашею Любезнейшею Родительницею, блаженной памяти Императрицею Екатериной Второю в 1779 году дарованные и в грамоте изображенные Всемилостивейше всему нахичеванскому армянскому обществу на вечные времена утверждаем. Дан 4 января 1799 года. На подлинном: Павел».

Через три года армяне вновь обращаются в столицу - на троне уже Александр Первый. Это повторное обращение говорит о том, что «притязания» местных чиновников, допекающих армянских переселенцев, не уменьшились. В 1802 году армяне послали в Петербург своих депутатов Карабета Саганнова и Магардича Назирова, и те привезли желанный Указ, подтверждающий привилегии, данные им Екатериной Великой. «Божею Поспешествующей милостью Государь, Александр Первый т.д, Новороссийской губернии, города Нахичевани Армянское общество в лице депутатов своих Карабета Саганова и Магардича Назирова принесло нам Всеподаннейшее прошение о подтверждении их Прав и преимуществ, дарованных в Бозе почившими Великими государями, Предками нашими, и Мы, всемилостивейше снисходя на сие прошение и в ознаменование всегдашнего благоволения нашего и непоколебимой верности и усердию Нахичеванского Армянского общества, все права и преимущества оному присвоенные и доселе без отмены существующие, поколику они сходны с общими Государственными узаконениями, признали за благо утвердить и навсегда удостоверить; яко же сим утверждаем и удостоверяем во всей их силе и неприкосновенности; во уверение чего и сию нашу подтвердительную грамоту собственною рукою подписали и укрепить ее Государственной печатью повелели. Дано в Санкт-Петербурге тысяча восемьсот второго года двадесять первого дня Государствования нашего лето второе.

На подлинной собственною Его Императорского Величества рукою подписано тако: Александр, государственный канцлер граф Александр Воронцов».

Современному читателю нелегко пробиться сквозь канцелярскую «вязь» чиновничьего языка, но суть документа ясна, государь «снизошел» к просьбе нахичеванцев и подтвердил вновь их права. Они могли теперь «отбиваться» от местных властей «царской грамотой». Права, данные Екатериной переселенцам на Крыма, работали еще какое-то время, но армяне уже «встали за ноги». Город начинал жить новой жизнью, устремленной в будущее.

По данным статистики, обобщающей материалы «0 состоянии городов Юга Российской империи в 1840 году», Нахичевань насчитывала 10 821 жителя (9 050) (В скобках приводятся данные для сравнения о Ростове-на-Дону), количество домов - 2 038 (1075), число фабрик и заводов - 39 (10), численность рабочих составляла 104 человека (150), лавок насчитывалось 385 (70).

Владислав Смирнов. «Нахичевань- на-Дону»
.