rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Николай Аведиков - человек многогранного таланта

НИКОЛАЙ АВЕДИКОВ – ЧЕЛОВЕК МНОГОГРАННОГО ТАЛАНТА

     228Мемориал «Жертвам фашизма в Змиевской балке» хорошо известен ростовчанам. Авторы мемориала – архитекторы Н. Нерсесьянц, Р. Мурадьян, скульпторы Н. Аведиков, Е. Лапко, Б. Лапко.

     Напомню, что, по официальным данным, в 1942 году за несколько августовских дней, во время второй оккупации Ростова, немецко-фашистские захватчики убили и захоронили здесь более 30 тысяч человек (военнопленных, коммунистов, комсомольцев, заложников и других), в том числе около 27 тысяч евреев – женщин, детей, стариков. Змиевская балка – самое большое в современной России место захоронения жертв холокоста. В СССР больше был только Бабий Яр в Киеве.

     Мне бы хотелось более подробно рассказать об одном из создателей мемориала, о скульпторе Николае Вагановиче Аведикове. Это был неординарный и талантливый человек. Скульптор, музыкант, стоматолог – по-моему, более чем необычное сочетание. И в каждой профессии Аведиков преуспел и многого добился.

     Мой отец, заслуженный врач России, краевед Минас Георгиевич Багдыков в своих воспоминаниях написал о Николае Вагановиче: «В памяти ростовчан хранится ярко прожитая жизнь незаурядной, талантливой личности врача – стоматолога, протезиста, музыканта и скульптора Н.В. Аведикова. Это был небольшого роста, коренастый, всегда задумчивый, с выразительными добрыми глазами, пышной копной волос, спускающихся до плеч, неторопливый в движениях человек. Его степенность, рассудительность, выразительные умные глаза, облик художника невольно создавали у окружающих чувство уверенности и уважения к нему. В 50–60-е годы каждый вечер его можно было увидеть и услышать в кинотеатре, играющего в оркестре перед началом киносеанса на саксофоне. Многие ростовчане специально приходили на киносеанс только для того, чтобы послушать игру Н.В. Аведикова, соприкоснуться с еще одной гранью его таланта. До сих пор знающие его люди оспаривают вопрос, где он проявил себя наиболее ярко: в музыке, скульптуре или же стоматологии? В качестве протезиста его изделия были поистине уникальными, выполненные им работы порой не знали аналогов. Музыканты, потерявшие зубы, были лишены возможности работать, и только он мог воссоздать индивидуально утраченное, да так, что стареющие трубачи продолжали работать, радуя слушателей чистотой звучания. Он продлил жизнь многим ростовским певцам, актерам, чтецам. Творчество этой незаурядной, талантливой личности отмечено в памяти ростовчан как определяющее некоторые штрихи эпохи, в которой жил и творил Н.В. Аведиков». (Из записей в дневнике о прожитом и пережитом.)

     Николай Ваганович Аведиков родился в 1913 году в бедной армянской семье в Ростове. Учился на живописном отделении Ростовского художественного техникума, затем в музыкальном училище по классу кларнета. Уже после Великой Отечественной войны, участником которой он был, обучался в Ростовской зубоврачебной школе, работал в клинике Ростовского медицинского института и одновременно учился в Ростовском художественном училище на скульптурном отделении. Как музыкант в это же время выступал с оркестром в кинотеатре «Победа» перед сеансами.

     Аведиков был известным скульптором. В шестидесятые годы он выполнил ряд скульптурных портретов героев Великой Отечественной войны – Г.К. Мадояна, С.М. Буденного, И.А. Плиева.

     Николай Ваганович Аведиков создал композицию «К Полюсу», посвященную полярному исследователю Г.Я. Седову. Не менее известна работа Аведикова «Дирижер Ростовской филармонии, заслуженный артист Армянской ССР Роман Каспаров». Критики считают, что автору удалось в этой работе выразительно передать внутреннее переживание талантливого музыканта и дирижера, удачно отобразить момент творческого вдохновения.

     Но, пожалуй, есть работа Аведикова, которая хорошо известна всем жителям Дона. Он придумал сувенир, который долгие годы был одним из самых популярных у иностранных туристов и гостей нашего города. Он сумел вдохнуть новую жизнь в жанровую композицию, утвержденную еще Петром Великим. Речь идет о печати Войска Донского с изображением казака на бочке с вином.

     Для многих ростовчан парк имени Вити Черевичкина в Нахичевани является любимым местом отдыха, где можно погулять с детьми, подышать свежим воздухом. Всем также хорошо известен памятник Вите Черевичкину в парке. Так вот автором памятника герою-пионеру также является Аведиков.

     Умер Николай Ваганович Аведиков 1 апреля 1977 года. Похоронен на Северном кладбище Ростова-на- Дону.

     Я давно обратил внимание, что если человек талантлив, то это проявляется во многих профессиях. И ярким примером такого многогранного дарования является Николай Ваганович Аведиков.

ГЕОРГИЙ БАГДЫКОВ
НАХИЧЕВАНЬ.RU

 

.