rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Ростов и Нахичевань в судьбе Айвазовского

РОСТОВ И НАХИЧЕВАНЬ В СУДЬБЕ АЙВАЗОВСКОГО

     237В «Вечернем Ростове» 29 июня 2018 года была опубликована корреспонденция «Ростовские дайверы нашли картины Айвазовского на борту затонувшего более века назад парохода», в которой сообщалось о том, что дайверы обнаружили на борту затонувшего корабля «Генерал Коцебу» картины, предположительно, кисти Ивана Айвазовского.

     Корабль потерпел крушение 16 апреля 1895 года в 12 милях от мыса Тарханкут, расположенного на западной оконечности Крымского полуострова. Пароход был найден около десяти лет назад, но детально изучать его стали только сейчас. Само судно обросло моллюсками и водорослями. Внутри корабля наши дайверы обнаружили деревянные панели на стенах, изысканную мебель, кованые крючки для одежды и картины.

     Оказывается, «Генерал Коцебу» – это первый российский корабль, который прошел Суэцкий канал, а художника Айвазовского специально отправили запечатлеть прохождение этого канала. Айвазовскому очень понравилось в Египте, он написал целую серию картин, посвященную этой стране. Ростовские дайверы считают, что поскольку Айвазовский долгое время жил на пароходе «Генерал Коцебу», то с большой вероятностью можно говорить о том, что картины, найденные в каютах, принадлежат именно кисти всемирно известного мастера. Полотна Айвазовского должны сохраниться, так как они покрыты илом. А ил – это хороший «консерватор». Пароход находится на глубине 40 метров. Сейчас решается вопрос о финансировании дальнейших экспедиций и подъема уникальных находок, в том числе картин, со дна Черного моря. Будем надеяться, что в скором времени мы увидим ранее не-известные картины Айвазовского.

     Хочу напомнить читателям, что Айвазовский с большой любовью относился к Ростову и Нахичевани. Сегодня мало кто знает, что великий русский маринист армянского происхождения Иван Константинович Айвазовский посетил Ростов и Нахичевань-на-Дону в 1895 году. Айвазовский с большой симпатией относился к донским армянам. Во-первых, его родной брат архиепископ Гавриил (Габриэл) Айвазовский возглавлял Ново-Нахичеванскую и Бессарабскую епархию Армянской апостольской церкви, а во-вторых, Айвазовский справедливо полагал, что донские армяне – его дальние родственники. Ведь они переселились на Дон из Крыма. А Феодосия, где жил Айвазовский, до переселения армян на донскую землю была центром армян всего Крыма. Более того, эти места в Средние века путешественники называли Морской Арменией.

     238Айвазовский родился в армянской семье Константина и Рипсиме Гайвазовых в Феодосии. Как пишут историки, отец великого мариниста происходил из польских армян, занимался торговлей и в Галиции, и в Молдавии, знал несколько языков. Ему приходилось менять свою фамилию. Именно в Польше Константин Айвазян стал Гайвазовым. Гай в переводе с армянского языка означает армянин. Из Польши Константин Айвазян (Гайвазян) переселился в Молдавию, затем в Крым, где и женился на местной армянке Рипсиме. От этого брака родились три дочери и два сына: Ованес (Иван) и Саркис (в будущем известный богослов, в монашестве Габриэл). Отец Айвазовского Константин (его местные армяне называли Геворгом) был старостой феодосийского рынка. Сохранились воспоминания жителей Феодосии тех лет, в которых они рассказывали о том, как маленький сын Константина Гайвазяна Ованес «портил» стены домов, рисуя на них углем удивительные по красоте картины.

     Иван Константинович стал великим русским художником-маринистом, известным в мире под фамилией Айвазовский. Своим искусством он прославлял Россию, Крым, свою родную Феодосию. В Феодосии он еще при жизни был самым уважаемым и почетным жителем. Он сделал очень многое для развития и процветания родному, я бы даже сказал, боготворят. Особенно в Феодосии.

     В 1895 году Айвазовский прибыл в Нахичевань для того, чтобы встретиться с Католикосом всех армян Мкртичем I Хримяном. Именно в этот приезд в Нахичевань Айвазовский подарил нахичеванскому епархиальному училищу картину «Корабль в море, попавший в бурю». В тот год Иван Константинович прибыл в Ростов и Нахичевань вместе со своей второй женой. Сохранилось письмо Айвазовского к Г.А. Эзову, в котором он описывает свои впечатления о встрече с Католикосом всех армян Мкртичем I Хримяном. В частности, Айвазовский пишет: «Мы, пробыв четверо суток в Нахичевани, возвращаемся домой. Приняли нас превосходно, у Патриарха был несколько раз и даже обедал у него… Он производит приятное впечатление, ни малейшего напускного ханжества. Много природного ума, речи его весьма игривы, если иногда сорвется некстати слово, то это от непонимания русского языка, да и вообще европейского».

     Хочу немного пояснить читателям, почему Айвазовский с таким трепетом относился к Католикосу всех армян Мкртичу I. Мкртич I (Мкртыч) Хримян (или Мкртич I Ванеци) был не только известным богословом, но и крупным общественным деятелем. Он везде, где только мог, отстаивал права армян в Османской Турции. Интересно, что в письме рукой Айвазовского написано: «По пути из Нахичевана в Феодосию. Станция Сивпелышково».

     Иван Константинович в этом письме также писал: «Картину, которую я подарил городу Нахичевани, поставят в семинарии. Объехал все учебные заведения и все они весьма утешительны».

     Ростовцы также искренне радовались тому обстоятельству, что их город посетил великий маринист. В адрес Айвазовского в те дни пришло более пятисот поздравительных телеграмм и писем. Многие ростовцы поздравляли Айвазовского с каждым днем его рождения и, конечно, с юбилеями.

     Вот, например, что писала преданная поклонница творчества Айвазовского, жительница Ростова-на- Дону А. Лебедева: «Крайне интересуюсь, чтобы прилагаемые от моего имени письма и подарок в особой посылке были вручены глубокоуважаемому юбиляру – Ивану Константиновичу Айвазовскому в день самого праздника».

     Судя по сохранившимся документам, добрые отношения с городом Нахичеванью, как и с донским краем в целом, у Айвазовского не прерывались до конца его жизни. Особенно прочными и глубокими были его контакты с художниками Нахичевани. Великий художник Мартирос Сарьян встретился с Айвазовским, когда был еще маленьким мальчиком. Эта встреча на ребенка произвела неизгладимое впечатление. Сарьян писал: «Айвазовский ни на кого не похож, он похож только на себя. Таковы все настоящие художники».

     Вторая жена Айвазовского была значительно моложе своего мужа. Иван Константинович в нее был влюблен до конца своих дней. С какой любовью он нарисовал ее портрет – портрет Анны Бурназян (Саркисовой)! Айвазовский дружил со многими известными людьми и государственными российскими деятелями. Многие современники Ивана Константиновича Айвазовского отмечали, что он искренне любит свою жену и даже ревнует ее к окружающим. Вот как о своей встрече с Айвазовским писал Антон Павлович Чехов: «Вчера я ездил в Шах-Мамай, в имение Айвазовского, что за 25 верст от Феодосии. Имение роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75… натура сложная и достойная внимания. В себе в одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шейхами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслан и Людмилу». Был приятелем Пушкина».

     По-моему, Чехов дал точное определение великому маринисту Ивану Константиновичу Айвазовскому. Его боготворили в России и в Крыму. Он считал себя русским художником. Он мог быть наивным, возвышенным и одновременно жестким. Но когда в Османской империи при султане Абдуле Гамиде начались притеснения армян, Айвазовский собрал все свои медали, ордена и награды, подаренные ему турецким султаном, и утопил их в море. Легенда гласит, что турецкому консулу Айвазовский заявил: «Пусть ваш кровавый султан, если хочет, выбросит в море мои картины. Мне не жалко».

     Могу заверить, что эти слова Айвазовского армяне всего мира пересказывают друг другу из поколения в поколение. Надо отметить, что турки не прислушались к совету Айвазовского. Картины великого мариниста до сих пор хранятся в известных турецких картинных галереях.

     Жена Айвазовского была также любима жителями Крыма, феодосийцами.

     Надо отметить, что и супруга Айвазовского очень любила своего мужа. Когда после окончания Великой Отечественной войны Сталин выслал из Крыма та-тар, то их судьбу разделили и армяне. Сегодня об этом почему-то не говорят. Так вот, единственной армянкой, которой разрешили жить в Крыму, была жена Айвазовского. Она была в то время уже пожилой женщиной, но по-настоящему любимой народом. Ее никто не тронул!

     Мало кто знает, что в Ростовском областном музее изобразительных искусств экспонируется и хранится портрет нахичеванского головы Халибова кисти Айвазовского. Известный нахичеванский голова Артемий Павлович Халибов (Арутюн Погосович Халибян) вошел в историю города как яркий руководитель, общественный деятель.

     Как считает известный ростовский искусствовед В.В. Рязанов, Айвазовскому удалось в этом портрете передать все черты характера Халибова. К слову сказать, Айвазовский редко обращался к портретному жанру. Он любил рисовать море. Но в случае с портретом Халибова можно говорить о несомненной творческой удаче великого мастера.

     Портрет Халибова был написан Айвазовским в начале 1862 года. В русской искусствоведческой литературе эта работа упоминается под названием «Портрет мужчины». Ростовский искусствовед В.В. Рязанов считает, что изображение нахичеванского головы Халибова является одним из лучших портретных произведений Айвазовского. В 1979 году эта картина экспонировалась в Ереване на выставке произведений великого художника. Мне же особо приятно, что Айвазовский таким образом прославил на весь мир и нашу Нахичевань.

     Великий маринист до конца своих дней пытался рассказать миру правду о страданиях армянского народа. Он написал картину «Резня армян в Трапезунде в 1896 году». А в 1900 году, на 83-м году жизни, работал над картиной «Взрыв турецкого корабля».

     Последней волей художника было похоронить его в ограде армянской церкви Святого Саркиса (Святого Сергия) в Феодосии. В этой церкви Айвазовского крестили, в ней его венчали, в этом же храме художника и отпели. На мраморном надгробии художника выбиты такие строки: «Рожденный смертным, оставил о себе бессмертную память». К этим словам нечего добавить…

ГЕОРГИЙ БАГДЫКОВ
НАХИЧЕВАНЬ.RU

 

.