rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Человек - эпоха

Человек - эпоха

1020 августа исполнилось 85 лет со дня рождения академика РАЕН Ю.А. Жданова
Его жизнь вместила невероятно многое. Но и он представляет собой личность незаурядную. Ростом не то чтобы среднего. Чуть, даже ниже среднего по нынешним меркам. Но и по нынешним же меркам он несет в себе гигантский заряд ума, воли, мудрости и… молодого бойцовского задора. И это в 85 лет! Такого "размера" людей уже почти не осталось. Мельчаем…
Мы уговорились с ним о встрече накануне дня рождения. Журналистам часто приходится брать интервью. Привычное дело… А тут волновалась точно девчонка. Не потому что академик. И уж точно, не потому что сын "того" Жданого, зять Сталина.
Подумалось: что было бы, если бы в Ростов не был он "сослан" тогда в 50-е годы, встав на защиту "генетиков", осудив осторожно (но и этого оказалось достаточно) "лысенковщину, по сути лженауку? Куда беднее оказалась бы тогда сегодняшняя ростовская наука. Ведь она вся (вся!) в той или иной мере, так или иначе, произрастает от Жданова. В этой связи ростовская академическая интеллигенция может сказать: "Все мы дети Жданова". А не только собственно его дочь Екатерина, сын Андрей.
Детство… Юрий Андреевич делится самым ранним своим воспоминанием: "Нижний Новгород… Окна в изморози. Я, четырехлетний мальчуган, взобрался на подоконник и, надышав в стекле кружочек, смотрю, как проходит митинг на площади напротив дома. Там мама с папой. Умер Ленин… С тех пор храню завет верности ленинским идеалам".
Сказал, и глаза сверкнули. Попробуй, поспорь! "Мой первый принцип: будь верен памяти, клятвам, которые давал. Это, кстати, способ спастись от многих бед, внутренних терзаний".
Отрочество… Из первых потрясений - книга, которую подарила мама - "Изгнанники земли", фантастическая повесть об иных мирах. Чуть позже купила телескоп. Так пришло ощущение космизма, таких категорий как вечность и бесконечность…
Потом, когда семья уже жила в Саратове, на Соколовой горе, что на окраине города отыскал с мальчишками "чертовы пальцы" - окаменелые останки вымерших животных. Это опустило на землю. "Но ощущение почвы под ногами пришло лишь после того, как всмотрелся в звездное небо", - говорит Юрий Андреевич.
В школе учитель химии Кирюшкин объяснил, что есть в природе еще и атомы, молекулы. То чего также не увидишь невооруженным глазом, но обращенным уже не ввысь, а в сокровенную суть материи.
Юность… Окончив школу поступил в МГУ. Попал в поле зрения академика Несмеянова. Был у него лекционным ассистентом. Война застала студентом. Сдав экстерном выпускные экзамены, пошел служить, как тогда говорили, в Красную армию. Был зачислен инструктором Главного политического управлении РККА. Начальник отдела интеллигентнейший и мудрейший И.С. Брагинский, внушил такую мысль: "Никогда не критикуй чужой национализм. Но старайся сам не быть националистом". Тогда же обратил внимание молодого Жданова, как люди - представители разных народов, узбеки и таджики, к примеру, говорят: "Наш национальный поэт Навои, Хайям...". Почему не сказать - общий, всечеловеческий?
В 50-е годы Ю.А. Жданов защитил первую диссертацию. Стал кандидатом философских наук. Чуть позже - химических. Потом - докторская. Среди тех, кто оказал на него влияние как личность называет В.И. Вернадского, Н.И. Вавилова. Об отце говорит: "Память о нем храню свято… Он сформировал во мне человека труда и дела. Сейчас о нем много глупости пишут. И вранья. У нас это любят…"
"Я никогда не был бумажной крысой. Много ездил, путешествовал. От бабушки - матери отца Екатерины Павловны Горской - унаследовал любовь к классической музыке. Рано овдовев, в одиночку поднимала она четверых детей. Стирала, готовила, шила… Но в редкие минуты, когда садилась за рояль, становилось понятным какой дар пианистки принесла жертву семье. Кстати, отец ее был ректором Московской духовной академии, дал дочери блестящее образование", - вспоминает Ю.А. Жданов.
В Первую мировую войну отец Юрия Андреевича был мобилизован в Тифлис. Оттуда привез домой любовь к кавказской песне. Знаменитое "Алаверды" пели всей семьей:
"Наш каждый день дарован Богом,
какой бы не был он судьбы,
пусть даже в рубище убогом,
мы каждый день поем "Алаверды!"
Из Мариуполя, где служил позднее привез украинскую песню.
Вообще в доме Ждановых всегда царил дух истинного интернационализма.
К тем, кто заложил его мировоззренческий фундамент Ю.А. Жданов относит и людей, с которыми приходилось встречаться лично на жизненном пути. Но рядом произносит имена философов прошлого - Аристотель, Спиноза, Гегель. Блестящая память и сегодня позволяет ему цитировать их, что называется, "кусками".
Но как часто вспоминают слова самого Ю.А. Жданова - ныне ректора Северо-Кавказского центра высшей школы - о Кавказе, в связи с Кавказом. Эту ему принадлежит крылатая фраза, легшая в название книги: "Кавказ - солнечное сплетение Евразии".
"Кавказ - родина подлинного интернационализма", - утверждает Ю.А. Жданов. Он вспоминает поучительную историю, связанную с жившим в средние века дагестанским князем Адзаром Нарса, во владениях которого жили представители четырех концессий - язычники, мусульмане, иудеи, христиане. Так князь, проявляя уважение ко всем своим подданным в пятницу молился в мечете, в субботу - в синагоги, в воскресенье - в церкви, в иные же дни был язычником. А какой удивительный урок толерантности проявляли древние эллины, кстати, также, жившие на территории современного Дона,
Однако Ю.А. Жданов, в свои 85 лет совсем не похож на человека, который живет одним только прошлым. Напротив, все его мысли, весь научный запал, если не задор, обращены в будущее.
"Знаете над чем я сейчас работаю? Над созданием новой науки - эргология (эрго - труд, логия - учение). Это наука об общественном труде. А то обидно, есть науки о рыбках - ихтиология, о козявках - энтомология, есть вирусология, микробиология… Но нет науки о труде, о том, что сделало человека человеком. Пусть будет побольше "эргов" в человеке, и поменьше невежества - проговорил юбиляр, задиристо блеснув глазами.
А в заключении рассказал анекдот: "У некоего крестьянина скончался отец. Фотографий его не сохранилось и сын попросил художника нарисовать отца по описанию. Когда портрет был готов, бедный, всхлипнув, проговорил: "Папа, как ты изменился".
К чему был рассказан анекдот, я, кажется, поняла. Надеюсь, Юрий Андреевич узнает себя в моем рассказе. Но саму меня угнетает мысль о том, как до невозможного сложно описать жизнь одного человека. Особенно такого размаха и охвата, как Жданов.

Еженедельная электронная версия газеты "Молот" 2004 г.
.