Советский район города Ростова-на-Дону
Советский район один из самых молодых в г. Ростове-на-Дону. Он создан в 1973 году.
В конце пятидесятых, начале шестидесятых в юго-восточной части западной окраины Ростова появились первые двухэтажки. И хотя построены они "горьким" методом, так как возводили их будущие жильцы, почти своими силами в нерабочее время, а нередко и по ночам, окрестили новый поселок ростовским Парижем. Словом, было красиво, как в самом Париже. И улица первоначально носила имя Парижской Коммуны.
Уже тогда велось строительство подшипникового завода, который стал десятым в стране. В рекордно короткие сроки был сдан в эксплуатацию цех карданных подшипников, и уже через два года коллективу цеха одному из первых в городе было присвоено звание "Коллектив Коммунистического труда"
Дома в первом микрорайоне росли, как грибы после обильных дождей. Строили быстро. Новоселья проходили чуть ли не ежемесячно.
Вслед за жилыми домами в первом микрорайоне появился первый магазин, его назвали "Новосел", первая школа № 92, первый торговый центр "Черемушки", первый детский комбинат "Одуванчик".
Улицу Парижской Коммуны переименовали в проспект Коммунистический, который стал южной границей первого микрорайона, а с северной стороны проложили первый проспект – проспект Стачки. Он разделил тогда первый и второй микрорайоны.
Через три года Западный жилой массив напоминал город – спутник, десятки которых появились на карте СССР.
За короткое время появились две промышленные зоны: Западная, где в 60-е годы были возведены корпуса десятого подшипникового и молочного заводов, завода по ремонту дорожной техники, УПП ВОС, химзавода им. Октябрьской революции, хладокомбината № 3, производственные базы мехколонны № 7 треста "Юговостокэлектросетьстрой", ПМК – 2 треста "Мострансгаз", пассажирского предприятия междугородних сообщений автобазы "Молпрома" и Северо-Западная, где первыми были построены: пивоваренный завод "Новая Заря", автоцентр Волжского автозавода, транспортно-складской комплекс "Ростовснабсбыта" и производственная база УМ "Ростоблколхозстроя".
Строительство подшипникового завода было объявлено ударной комсомольской стройкой. Клим Лаврентьев, тогдашний вожак молодежи подшипниковцев, ныне известный кинорежиссер, организовал индивидуальное и коллективное соревнование за право быть "ударниками" и "коллективами Коммунистического труда".
Шли годы. В западном жилом массиве появились десятки магазинов, 6 школ: 37, 38, 60, 61, 92, 95, десять детских садов и комбинатов, два торговых центра, магазин "Универсам", АТС-22, сеть предприятий бытового обслуживания, корпуса химфака и физмата РГУ, научно-исследовательские институты Швейной промышленности, "Южгипрозем" , "Гидрохим" и ВНИИГРИуголь, Областная больница и городская больница № 20, техникум механизации учета, музыкальная школа № 7, заканчивалось строительство ТЭЦ-2.
И окрестили в народе Западный жилой массив городом Советск. Но не суждено ему было так именоваться, он стал седьмым районом города Ростова-на-Дону – Советским. Это случилось в декабре 1973 года.
Став административным центром Советского района, западный жилой массив продолжал строиться. В районе были построены: кинотеатр "Плевен", Областная детская больница, стоматологическая поликлиника, ряд институтов Северо-Кавказского научного центра Высшей школы, школа начсостава МВД, преобразованная в Юридический институт МВД РФ, профессионально-технические училища № 5 и №6, школы №№ 31, 58, 86, 87, 103, 112, детские комбинаты заводов подшипникового № 10, поршневого, пивоваренного, "Квант", межрайонного объединения "Сельхозтехника", швейной фабрики № 5, института швейной промышленности.
В Западной промзоне вступили в строй: ТЭЦ-2, заводы "Спецатоматика", рыбных гранулированных кормов, поршневой им. Калинина, "Мясомолмаш", Западное троллейбусное депо, РПАП-5, комбинат благоустройства, Управление механизации № 5 треста "Строймеханизация № 1", ремонтно-строительное управление № 7, транспортно-складской комплекс "Росглавлектехсырье", завод "Квант", журнально-полиграфический комплекс издательства "Молот", хлебозавод № 6, заводы крупно-панельного домостроения, легких заполнителей и жестких минераловатных плит, корпуса химзавода им. Октябрьской революции, предприятие "Арион", производственные базы грузового предприятия междугородных и международных перевозок, автотранспортное предприятие "Сельхозтехника", Южная Комплексная Геологическая Экспедиция и газонаполнительная станция.
Разъезд "Западный" превратился в мощную грузовую товарную станцию. Проложена самая широкая в Ростове автомагистраль: улица Малиновского, соединившая Западную и Северо-Западную промышленные зоны. Местные жители назвали ее БАМом.
Все это создали десятки тысяч строителей, рабочих, инженерно-технических работников и служащих предприятий и организаций и жителей района.
Они строили и благоустраивали район, сделав его красивым и самым зеленым в городе.
|