Тяжкое бремя доброты
Светлый праздник, который не стал традицией
От Севильи до Гренады нам за мир бороться надо
На этой неделе мой выбор пал на Всемирный день доброты – 13 ноября. Своё начало праздник берёт в Японии. Здесь в 1997 году возникло волонтерское «Всемирное движение за доброту» (World Kindness Movement). На первых порах в него входили только государства тихоокеанского региона, которые через год выступили инициаторами Всемирного дня доброты.
Символ праздника – открытое сердце, а цель, как заявлено в декларации, – «создать более добрый и полный сочувствия мир». По мнению организаторов, творить добро очень просто, поскольку это изначально заложено в человеческой природе.
Вот тут меня начинают терзать смутные сомнения. С одной стороны, Всемирный день доброты, как рапортуют его создатели и сторонники, – это торжество, которое отмечается на всех континентах: в Австралии, Бразилии, Канаде, США, Франции, Индии, Италии, Японии, Непале, Нидерландах, Новой Зеландии, Нигерии, Сингапуре, Южной Корее, ОАЭ, Великобритании… И каждый год список присоединившихся стран пополняется. Звучит ободряюще. Но, с другой стороны, праздник существует уже более 20 лет, а отмечают его только в 28 странах. Напомню, что всего на планете сегодня насчитывается 251 государство. Вам не кажется, что с этого ракурса картина наблюдается не дюже оптимистичная?
Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится.
Чингиз АЙТМАТОВ
Что касается России, она тоже не сразу присоединилась к сторонникам доброты и сочувствия. У нас в Отечестве День добра стал отмечаться лишь с 2009 года. Так что в этом году – скромный юбилей.
Добро не должно быть с кулаками
Далеко не все из нас понимают, что такое доброта. Вернее, понимают все, но каждый – по-разному. Многие вообще считают, что быть добрым – как два пальца облизать. Для этого достаточно не делать людям зла. Да ну? Не делать зла и творить добро – абсолютно разные вещи. То есть от слова «абсолютно». Не делать зла зачастую значит – просто наблюдать со стороны. И какой прок от такой «доброты»?
Кроме того, не надо путать «добро» и «благо». В русском языке между ними есть существенная разница. Вот в немецком благо и добро действительно обозначаются одним словом – das Gute.
А в чём разница? – спросите вы. А в том, что благо включает в себя понятие не столько о добре, сколько о пользе, выгоде, изменениях к лучшему. При этом благо не ограничено жёсткими моральными рамками, находится вне нравственности. Что благо для одних, то для других – несчастье.
Доброта – качество, излишек которого не вредит.
Джон ГОЛСУОРСИ
Если в одной стране – страшная засуха, а в другой – прекрасные погодные условия и собран богатый урожай, то несчастье одних оборачивается благом для других, поскольку они могут выгодно продать пострадавшим плоды своих трудов.
Другой пример. Убийство тирана – дело благое, но никак не доброе. Потому что добро не может быть «плохим». Оно по определению находится вне зла. С точки зрения блага добро может даже казаться несправедливым, глупым, вредным. Неслучайно ведутся горячие споры о смертной казни. Вроде бы запрет на убийство – доброе дело. Но является ли оно благом для общества? Справедливо ли проявлять милость к маньяку, расчленившему несколько десятков человек? Вопрос остаётся открытым.
Сочувствую, но помочь не могу
От философских размышлений перейдём непосредственно к делам нашим скорбным. Задайте лично себе вопрос: насколько вы добры и добры ли вообще? Тут всё дело в том, с какой меркой мы подходим к определению доброты. Если с точки зрения высшего понятия о нравственности, которое именуется «категорическим императивом», то доброта – это не только сочувствие, но и помощь тому, кому ты сочувствуешь.
Спору нет, иногда и доброе слово способно поддержать человека. Однако одними словами сыт не будешь. Многие из нас способны помочь ближнему, отрывая от себя необходимое? К примеру, вашему знакомому срочно нужны сто тысяч рублей на операцию для матери. У вас эта сумма есть, но на вас висят кредиты, детей надо готовить к школе, холодильник «накрылся» – и вообще, эти деньги отложены на чёрный день, а знакомый точно не сможет отдать деньги в ближайшем будущем. Случись что-то непредвиденное – поможет ли кто-то вам? Вопрос. Жаль человека, конечно, однако – «Сочувствую, но ничем помочь не могу».
Нет качества более редкого, чем истинная доброта: большинство людей, считающих себя добрыми, только снисходительны или слабы.
Франсуа де ЛАРОШФУКО
Таких ситуаций немало. Мы находим массу причин, чтобы отказать в помощи другим. «Нет времени», «ситуация не критична, сам выкрутится», «у него других приятелей полно, без меня помогут», «я его не слишком хорошо знаю». Пусть каждый сам разбирается со своим геморроем…
Нет, мы не бездушны. Если есть возможность, можем занять разумную сумму, помочь с ремонтом, направить к знакомому специалисту (юристу, врачу, преподавателю), на время приютить у себя в квартире. Но достаточно ли этого, чтобы считаться добрым? Доброта – это активная жизненная позиция, способность чем-то пожертвовать, помочь тому, кто нуждается больше, чем ты. Необязательно «положить жизнь за други своя». Но обязательно испытывать чужую боль и трагедию как свою собственную.
Вы способны на это?
Траур по Альенде, или Венчание в катафалке
Я способен далеко не всегда. Поэтому не отношу себя к добрым людям. По мере сил кому-то помогаю, но это – не заслуга и не предмет гордости. Просто нас в Стране Советов так учили – быть добрыми и помогать другим. Старушкам – перейти дорогу, родной державе – собирать металлолом и макулатуру, прогрессивной мировой общественности – отыскать путь к светлому коммунистическому будущему. Нас учили переживать за других, сочувствовать голодающей Африке и угнетаемым неграм.
С одной стороны, это было хорошо. Мы с трёхгодовалым сыном лежали на диване и с душой выводили песенку Дракоши из мультика:
За минутою минута
Уплывает навсегда,
Но на свете отчего-то,
Но на свете почему-то
Торжествует доброта,
Торжествует доброта…
И верили, что она таки восторжествует. А мы ей поможем.
С другой стороны, советские идеологи умело манипулировали нашим сопереживанием и доводили его до абсурда. По счастью, многие понимали это и умудрялись публично издеваться над подобными манипуляциями. Вспоминаю фильм Глеба Панфилова «Прошу слова» (1965), где героиня Инны Чуриковой рыдает, узнав о смерти Сальвадора Альенде.
– Так нельзя, Лиза! – сурово выговаривает ей муж (Николай Губенко).
– О чём ты, Серёжа? – всхлипывает Лиза. – Они Альенде убили, а ты!..
– А я-то тут при чём?!
Но всё же коллективизм, даже искусственно навязанный, доходивший до нелепости и дикости, был ближе к христианскому понятию доброты, чем нынешний пещерный эгоизм, закон джунглей в понимании шакала Табаки – «Каждый сам за себя»! А как же «Мы с тобой одной крови»?
Хотя, по большому счёту, и прежняя советская, и нынешняя российская мораль страшно далеки от морали христианской. Из заповеди Христа «Возлюби ближнего своего, как самого себя» советские идеологи вычленяли только «Возлюби ближнего своего», а нынешние российские – лишь «Возлюби самого себя». Но формула работает только в целом, а не по частям.
Делая добро хорошему человеку, мы делаем его еще лучше, но злой от оказываемых ему благодеяний становится ещё злее.
Микеланджело БУОНАРОТТИ
И что получилось? Советским людям в конце концов надоела идея благодетельствовать всех подряд за свой счёт. Им, как ни странно, тоже хотелось вкусно есть, хорошо одеваться и много зарабатывать. Почему голодные негры должны кормиться за мой счёт? – спрашивал советский гражданин. Такой вопрос рассматривался как идеологическая диверсия, но ряды диверсантов росли с катастрофической неотвратимостью. И Советский Союз с его идеей вселенской пролетарской доброты рухнул.
Под этими руинами оказалась похоронена идея социального государства, справедливости, всеобщего благоденствия, равенства и братства. СССР это хотя бы декларировал и пытался изобразить – пусть криво, косо, неумело, прибегая к умолчаниям и прямой лжи. В нынешней России не заморачиваются даже на этом. Доброта как принцип жизни, как добродетель снята с повестки дня. О ней, конечно, время от времени вспоминают – но чисто для приличия. Общество разделилось на «прынцев» и нищих, между которыми, как дерьмо в проруби, болтается жалкая кучка полусреднего-полунищего класса.
Нищие ненавидят «олигархов» и «богэму» за их невменяемую страсть к роскоши, «понтам», выпендрёжу. «Прынцы» презирают «быдло» и «лохов», которые им завидуют и «не умеют жить».
Делать добро легче, чем быть добрым.
Жорж ВОЛЬФРОМ, французский литератор
Недавний пример – свадьба Ксении Собчак и режиссёра Константина Богомолова. Не буду расписывать это феерическое безобразие. Процитирую лишь приглашение: «К и К приглашают вас на семейное торжество по случаю своей свадьбы… Если вместо подарков молодым вы желаете перевести деньги в помощь старикам и животным, убедительная просьба не делать этого». Это юмор такой. Как и то, что молодые прибыли на церемонию в катафалке с надписью «Пока смерть не разлучит нас». Видимо, как и венчание в церкви «Большое Вознесение» (там венчались Пушкин и Натали). Вот такое весёлое действо, перформанс! С призывами не помогать старикам и животным (одни приравнены к другим лёгким движением руки). Не додумались только запретить вход неграм и собакам.
В самом деле, какие старики? Хотите совершить благодеяние – Ксюша подскажет, как! К приглашению приложен список подарков, которые хотели бы получить молодожёны:
– ложка сервировочная за 64 тысячи рублей,
– вилка рыбная за 27 тысяч рублей,
– половник за 150 тысяч рублей,
– пуфик со столиком за 1 млн 197 тысяч рублей,
– комод за 1 млн 370 тысяч рублей
и т. д.
Сострадание, сопереживание, помощь ближнему – полноте, о чём вы?! Доброта – это не про нас. Нищий не может быть добрым. Нищий зол и завистлив. Богатый не хочет быть добрым. Богатый туп и жаден.
Так вот и празднуем День доброты – в катафалке.
Пока смерть не разлучит нас.
№379 от 15 Ноября 2019 г.
|