ОТЕЦ ГАВАНЫ И РОСТОВА
Норальд Николаевич Нерсесьянц – архитектор. Архитектор - значительное лицо в городе. А город обязан ему многим, прежде всего - развитием своих градостроительных планов, структурой, новыми жилыми районами. Тем, что называется генеральным планом города. Коренной ростовчанин, Нерсесьянц сорок лет трудовой жизни посвятил Ростову и его перспективным возможностям. Дважды за эти годы он побывал на посту главного архитектора города. Дважды его снимали с этой должности не по собственной воле, а по прихоти обкома партии. Много лет он - профессор нашего архитектурного института. В свои без малого семьдесят он бодр, подтянут. Оптимизм угадывается во взгляде, а улыбка не тонет в седине хемингуэевской бородки.
- Норальд Николаевич, в вашей биографии есть и такой факт: вы автор и руководитель проекта генерального плана Гаваны. Расскажите об этом.
- После очередного моего «ухода» с поста главного архитектора Ростова я уехал в Москву и работал в Госгражданстрое при Госстрое СССР заместителем начальника управления. Через три года мне предложили возглавить группу специалистов и ехать на Кубу делать генплан Гаваны. Вызвали - «Давай!». За месяц сформировали бригаду. Люди были разные - из Киева, Питера, Москвы, Ростова. Там не было норм, СНиПов, не было никакой традиции. Мы создавали все с нуля. Сделали 8 альтернатив и на их основе 24 варианта. Начальства не было. Работать было хорошо. Никогда я больше такой свободы творчества не испытывал. В конце концов остался один вариант. Принимали проект, экспертная комиссия из Москвы и правительство Кубы. Братья Фиделя Кастро Рамон и Рауль жали нам руки и кричали по-испански: «Грассиас!»
- Какова судьба проекта?
- В этом году я был на Кубе. Прошло двадцать лет. Нас еще помнят. Строят по нашему генплану. Темпы строительства не очень большие, но все по документу. После нашего отъезда сделали макет Гаваны и выставили в музее для всеобщего обозрения, в специально выстроенном для этой цели павильоне…
- Когда был разработан генеральный план Ростова, и в каком состоянии он сейчас?
- 17 марта 2001 года тому генплану исполнилось 30 лет. Я был руководителем его проектирования в отделе планировки института «Ростовгражданпроект». Сейчас поменялось всё: жизнь, строй, страна. Живём в другом измерении. Поэтому необходимо тот план обновить, откорректировать, во-первых, и, во-вторых, посмотреть дальше на 25 лет вперед.
- Чем принципиально будет отличаться новый генплан от старого?
- Несколько другая схема территориального развития города. Например, у нас сотни лет не используется левобережная зона. Есть всегда наша русская тенденция там что-то делать - если не мусор свалить, то бензозаправку устроить и т. д. Городов на одном берегу реки в мире нет. Пока там только промышленность мелкая. Это глупо. Сколько можно организовать рекреаций, парков, жилых районов - это перспектива. Должно быть разумное, активное, экологически чистое использование. Далее Ростов практически сросся с Батайском и Аксаем. Настала пора физического их объединения в единую систему. Водопровод, канализация, транспортные связи у нас единые.
- Куда будет прирастать город? Ввысь, в ширину, в подземные пространства?
- Нужно решить принципиально, какая модель формы города нам нужна. Останется ли он компактным, или будет развиваться полосами вдоль транспортных магистралей (на Таганрог и Новочеркасск), или в виде городов-спутников. Эти варианты уже рассматриваются. Надо проводить экономические и прочие сравнения и выбирать оптимальную модель — она и будет утверждаться. А экономическая база? Как создать благоприятный климат для инвестиций?
- Это уже вопрос политики.
- Нет, надо создать предпосылки в генплане. Для инвестиций нужны пространственные решения - вот эти земли, вот эти коммуникации, вот эта структура. Возросла политическая роль Ростова. Он стал столицей округа и пограничным городом (с Украиной). По-другому пошли транспортные потоки. Функции города поменялись - география, геополитика, экономика. Но пока все спонтанно!
- Как местные власти относятся к вашим идеям?
- Властные структуры работают в жестких рамках необходимости. У них просто времени не хватает думать о перспективе. Им, конечно, хочется, но отчитываться нужно за сегодняшний день. Между «можется» и «хочется» нужно искать компромисс. Еще пример, как решить проблему транспорта. Перебрали разные варианты: метро, скоростной трамвай, скоростной монорельс - очень привлекательный проект. Стали обсуждать, связались со строительной фирмой. Выяснили: стоимость 1 км монорельса - 14 млн долларов, 10 км - 140 млн долларов. А где их взять?
Август 2001г. ВР
|