rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Праздник торжества жизни

Праздник торжества жизни

406Рассказать о Рождестве с научной точки зрения мы попросили доцента кафедры философии религии ЮФУ Сергея Астапова.

— Сергей Николаевич, Рождество — праздник не только церковный, но и светский, с очень большими, так сказать, вольностями...

— У нас в России — своя специфика празднования, во многом обусловленная славянским язычеством. Христианские составляющие Рождества — это непременный многодневный пост: менее строгий Филипповский — до дня Николая Святого Угодника, очень строгий в последнюю неделю и особенно строгий в сам сочельник, когда до первой звезды нельзя есть даже сочиво — размоченные злаки, сухофрукты, мак, растёртый с мёдом. Такая строгость соблюдается именно в православии. Пост — это приготовление к светлому празднику, к которому надо прийти чистым душой и помыслами и отстоять торжественную всенощную, во время которой происходит освящение елея, хлеба. Такова церковная версия Рождества.

Фантастика аграрной магии

— Народная составляющая этого праздника произрастает из языческих глубин, из переплетения так называемой аграрной магии с самыми фантастическими верованиями. Каким будет грядущий год? Какого ждать урожая?

— Людей эти вопросы в начале года интересовали всегда. Отсюда и традиция самых разных гаданий.

В сочельник на стол ставились канун, кутья, сочиво, в центр — необмолоченный сноп, перевитый красной лентой. В некоторых губерниях за сноп прятались дети. Если сноп их закрывал — быть, как считалось, богатому урожаю. В других регионах за сноп садился сам хозяин, и все домочадцы делали вид, что его не видят — это тоже для того, чтобы урожай был хороший. Гадали ещё так — с закрытыми глазами вырывали из снопа колоски: попадётся полный — быть хлебу, пустой — соответственно. Приносили в избу курицу, сыпали перед ней разное зерно, какое начнёт клевать — пшеницу, гречку, овёс — того и жди в достатке на будущий год. Девушки на выданье перед курицей раскладывали хлеб, ножницы, пепел и уголь. С трепетом ждали, к чему она подойдёт в первую очередь: к хлебу — выйдешь за богатого, к ножницам — за портного (что тоже хорошо), к пеплу — за бедного, к угольям — не выйти в новом году вовсе. Ходили девушки гадать и к оврагу, в баню, в овин (к злому духу Овиннику). Там снимали с себя кресты (гадание — это ведь общение с нечистой силой), сыпали золу, выставляли голые зады и приговаривали: «Если мужик богатый, погладь меня лапой мохнатой». И ждали ощущения: если действительно почудится прикосновение волосатой руки — быть за богатым, если рука голая — жених будет бедный. Молодые парни, зная заранее об этих гаданиях, устраивали порой непристойные шутки над девушками, прикасались к ним вместо вызываемых духов. Пугали, иногда в буквальном смысле до смерти.

Идёт Коза рогатая

— Сергей Николаевич, говорят, что исторически святочная неделя — это полнейший разгул...

— Не то что неделя, а период до самого крещения. Не зря же считалось: когда у Бога родился сын, он на радостях открыл все двери, в том числе и врата ада, и черти вышли на землю. Так что в святки происходили настоящие «беснования». Крестьяне рядились в «хари бесовские», женщины позволяли себе облачаться в мужское платье, что категорически церковью запрещалось. Не только у русских, но и у других славян было в обычае водить соломенных Козу или Лошадь по дворам, петь колядки, прославлять хозяина и вымогать у него деньги, выпивку или продукты за славословие и предсказание ему богатства и всех благ. «Накануне Рождества народилась Коляда». Мнение о существовании божества по имени Коляда нигде и никем не подтверждается. Тем не менее, колядки живы до сих пор. Немалое место занимают среди них и непристойные, с упоминанием гениталий, ибо речь идёт о достатке, о плодовитости. В колядовании активно участвовали и дети.

«А за ти колядки Треба шоколадки», — пели на Украине.

«А де Коза ходить, Там жито родить. Де Коза ногою, Там жито копою. Де Коза рогом, Там жито стогом», — вторят белорусы.

И вот так с шутками-прибаутками собирали колядующие полные торбы пирогов, блинов, колбас, конфет и звонких монет.

— А утром ещё кутью носят...

— Ещё один способ заработать подарок, радостью поделиться.

— Разгул этих дней имеет и другие корни?

Смерть! Мы живы

— Здесь два момента — славянский и римский. 17 декабря — самый короткий день — Карачун (Корочун, Киричун) — по белорусски означает смерть. С 17 по 22 декабря — трагическое время в природе, кажется, что солнце умерло. Это потом день начнёт прибавляться, и жизнь возродится. Это возрождение и знаменуется диким разгулом.

В римской традиции 17 декабря — праздник Сатурна и начало знаменитых сатурналий. Сатурн — древнее божество, олицетворяющее плодородие, идентифицировалось с Кроносом, пожиравшим своих детей. Так вот сатурналии тоже устраивались во имя торжества жизни. Это была массовая вакханалия, разгул, половые оргии, это был вызов, плевок в сторону смерти: смотри, мы живы! Праздник длился до 25 декабря — Дня непобеждённого солнца. Ну а позднее, чтобы вытеснить всё это, христианские священники предложили отмечать Рождество Христово.

— А с нашей российской любовью к «отмечанию», многие празднуют месяц, а то и более...

— Ну да, начиная с католического Рождества. Потом Новый год, православное Рождество, опять же «Старый новый год», а там Крещение... и т. д. Конечно, да здравствует жизнь, много выходных это, может, и неплохо, но я, например, работать люблю. И когда столько дней закрыты библиотеки — досадую...

«Ростов официальный», № 1-2 (684-685) от 09.01.2008
.