ГОЛОЛОБОВ - НЕКОРОНОВАННЫЙ KOPOЛЬ МАЛЕНЬКОГО РОСТОВСКОГО КОРОЛЕВСТВА
Перебираю «свежие» фотографии и слушаю комментарии на их счет солиста Ростовской областной филармонии, заслуженного артиста России A.M. Гололобова:
- Это я - за роялем, на котором играл Бетховен. За этот инструмент садились Лист и Вагнер. Это - клавесин Моцарта...
Для любого человека, приобщенного к ценностям мировой культуры, эти прикосновения к предметам, которых касались руки гениев, - уже повод для того, чтобы выйти на время из привычного равновесия, почувствовать себя хоть на мгновение счастливым.
Наша встреча с Анатолием Митрофановичем проходила после концерта, который он дал в Ростовской филармонии сразу после возвращения из длительной гастрольной поездки по городам Германии и Франции.
Еще осенью, перед отъездом Гололобова за рубеж, «Вечерний Ростов» выступил с несколько грустной публикацией - «Не уходи, побудь со мною...». Тогда, признаться, мы подумали, что Анатолий Митрофанович может не вернуться обратно в Россию, в Ростов...
Ведь ростовские меломаны всегда знали ему цену. И она у этого солиста филармонии, виртуозного пианиста, замечательного композитора, прекрасного аранжировщика, незаурядного аккомпаниатора, всегда была велика. Может, поэтому мы всегда испытывали чувство некоей неловкости от того, что музыкант такого уровня существует в Ростове на правах «городского тапера», что ему приходится играть не только в концертных и музейных залах города, но и по школам, детским садам...
Пусть не на родине, а на чужбине, пусть не в Ростове, а в далекой Германии, но нашему земляку дали-таки почувствовать не только на словах, но и на деле, какого уровня и ранга он музыкант.
Анатолий Митрофанович рассказывал мне на правах старого друга о том, как встречали его в Германии, а потом во Франции, как его немецкие друзья обустроили ему быт.
- В Германии мне в полное распоряжение дали трехэтажный особняк. Он размещался в живописнейшем уголке. Стоял на утесе, у подножия которого журчал... «бах» (имя великого немецкого композитора И.С. Баха так и переводится - «ручей»). За три месяца я дал концерты почти что в трех десятках крупных немецких городов.
Перед каждым выступлением мне предоставлялось несколько репетиционных дней. В день концерта я отдыхал, ничем больше не занимался...
Когда оказался во Франции, то, переезжая из города в город, заметил, что всюду играю на инструменте одной и той же марки - великолепном «Стейнвее» такого звучания, на котором разве что в Москве в концертном зале Чайковского играл прежде. Лишь спустя время я понял, что все эти дни по пути моего гастрольного турне за мной на специально оборудованном трейлере возят и рояль...
Под Рождество мои немецкие друзья, устроившие мне эту гастрольную поездку, сочли, что я устал. Приобрели мне путевку на один из австрийских курортов. Знаете, побывав там, я впервые поверил, что рай на земле - возможная реальность.
Правда, потом, когда спросил у немецких «хозяев», во сколько им обошлась эта моя поездка в австрийские горы, те попросили больше об этом не расспрашивать. Я понял, что земные «эдемы» - удовольствие не из дешевых.
На все мои ропоты по поводу тех беспокойств, что я приношу всем этим милым людям, те отвечали неизменно: «Вы - король в музыке. Наше дело - обеспечить достойную вас жизнь».
Анатолий Митрофанович рассказывал - и я невольно проводила параллели между тем, как высоко ценят на Западе лучших наших музыкантов, и той жизнью, которой они живут в Ростове.
Что и говорить, королями у нас ощущают себя совсем не те, кто этого действительно заслуживает - как профессионалы высочайшего класса, как таланты, отмеченные Богом.
Впрочем, нет! Я не права. Достаточно побывать хоть на одном сольном ростовском концерте Гололобова, чтобы понять: у этого пианиста существует в Ростове свое собственное музыкальное «королевство». А «подданные» отличаются особой верностью и преданностью своему повелителю - пианисту Анатолию Гололобову.
На снимке: A.M. Гололобов в замке немецкого графа Штауфенберга - за клавесином Моцарта.
21 апреля 1999г., ВР.
|