ЗВОНКОЕ ИМЯ – «СУРДИНКА»
В РОСТОВЕ СУЩЕСТВУЕТ ЕДИНСТВЕННАЯ В РОССИИ ЭСТРАДНО-ЦИРКОВАЯ СТУДИЯ НЕСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ
ЕСЛИ БЫ не случайность, я бы до конца представления так и не поняла, что на арене - неслышащие дети. Дело было в Ростовском цирке во время конкурсного набора в студию клоунады и эксцентрики, который организовали Росгосцирк и Российский центр циркового искусства. Объявили, конкурсантов так, что догадаться о специфике их коллектива было невозможно. Но моя припоздавшая коллега в одном из проходов заметила женщину, энергично подающую юным артистам какие-то знаки, отличные от тех, которыми взволнованные тренеры подбадривают своих воспитанников во время выступлений. Сурдопедагог? Выходит, так. И все-таки невозможно было поверить, что юные артисты совсем не слышат громкой веселой музыки, которая сопровождает их номера, смех и аплодисменты зрителей в ответ на клоунские репризы.
Еще большее удивление испытала я, войдя в зал РОЦОНУ, где репетирует "Сурдинка", ибо там стояло пианино. В первый момент у меня мелькнула мысль: "Уж не бутафория ли? Может, это не музыкальный инструмент, а ящик иллюзиониста? Цирк ведь все-таки"… Но нет: пианино оказалось настоящим, и мне даже представили руководителя оркестра неслышащих детей - Елену Воробьеву. Правда, оркестр состоит из шумовых инструментов: трещоток, ложек, треугольников, маракасов, тамбуринов, но некоторые ребята по нескольку нехитрых мелодий могут исполнить и на пианино. К примеру, народную песню "Ах, вы сени, мои сени".
- У нас в школе была девочка, которая даже вальс Штрауса на ксилофоне играла, - сказала художественный руководитель "Сурдинки" Римма Чеботарева.
А потом я слушала, как один из юных артистов играл на металлофоне, и, как не велика разница в масштабах мастерства и дарования, но мне, конечно же, вспомнился Бетховен. Представить, что великий маэстро, потеряв слух, продолжал сочинять музыку до того сложно, что есть экстравагантная версия, будто, устав от общества людей, Бетховен симулировал глухоту. Даже если это не более чем домыслы, большая часть жизни композитора была наполнена звуками. Но как может играть на музыкальном инструменте тот, кто не знает, что такое музыка?И главное - в чем тогда его удовольствие?
- В других коллективах - прослушивание, а у нас - простукивание, - объяснила Елена Воробьева. - Мы смотрим, может ли ребенок уловить заданный ритм.
А, кроме того, лучше играет тот, у кого совершеннее зрительная память и главное, память рук.
- А удовольствие, - добавила Римма Бабкеновна, - наши дети получают, если видят, что их игра вызывает у слушателей радость. Тогда они стараются еще больше.
Хотя нет такой физической величины, которой можно было бы измерить терпение, но, по мнению педагогов, их воспитанники как минимум втрое терпеливее и настойчивее сверстников из музыкальных школ, спортивных и танцевальных студий. И связано это не только с необходимостью преодолеть понятные барьеры, которые в подобных ситуациях возникают у неслышащих. Им надо гораздо больше тренироваться, добиваясь владения своим телом, у людей, которые живут в мире без звуков, как правило, в какой-то степени нарушена координация движений.
Педагоги здесь тоже терпеливые, и вот результат: пока была гимнастическая студия под руководством мастера спорта Зинаиды Арясовой (ныне Зинаида Александровна руководит и цирковой судией), воспитанницы занимали призовые места на всероссийских соревнованиях, были среди них кандидаты в олимпийскую сборную инвалидов. Увлеклись идеей эстрадно- циркового коллектива, и "Сурдинка" очень скоро заставила о себе заговорить. Сегодня у этой студии звание Образцового самодеятельного коллектива, она - член ассоциации любительских цирков России, призер многих фестивалей.
А что же конкурс, с которого я начала этот рассказ?
- Мне очень понравился этот коллектив, в нем есть талантливые ребята, - сказал известный цирковой деятель, представитель Российского центра циркового искусства Юрий Дроздов, который отбирал кандидатов для обучения искусству клоунов и музыкальных эксцентриков в столице. - Но взять на обучение всех мы не можем, включить в группу слышащих одного-двух неслышащих - тоже. Не будет никакого толка. Я считаю, в "Сурдинку" нужно вкладывать деньги и готовить на ее базе коллектив, который был бы способен выйти на всероссийскую орбиту.
Легко сказать! Организаторы "Сурдинки" обратились за материальной помощью в центральную организацию Всероссийского общества глухих - нет ответа. Написали в Министерство культуры России - и оттуда помощи не пришло.
Между тем юные артисты подрастают, разъезжаются кто куда.
Но недаром говорят, что надежда умирает последней: мне рассказывали о Наташе Винокуровой, которая все лето ежедневно ездила из Шахт в Ростовский молодежный центр циркового искусства, чтобы совершенствоваться в упражнениях с хула-хупами (обручами). К слову сказать, чем может, этот Центр "Сурдинке" помогает всегда. Марина Новикова (ее таланты не раз были отмечены на всевозможных фестивалях) учится сейчас в Ростовском педагогическом колледже. Это - тоже своего рода чудо: первый в Ростове набор для неслышащих учащихся. Вечером она по-прежнему спешит в "Сурдинку": недавно даже купила себе моноцикл - одноколесный велосипед, и сейчас его осваивает.
Однажды Марине вместе с другим артистом из "Сурдинки" довелось выступать на арене Сочинского цирка - в финальной программе всероссийского фестиваля. И прежде чем подоспели сурдопереводчики сурдинковцы с тамошними профессиональными клоунами легко и быстро придумали несколько веселых реприз. А еще мне рассказывали, что и в знаменитом театре Полунина был неслышащий клоун, а сейчас он будто бы живет и работает в Финляндии. Однако завершу этот разговор не мечтами о счастливом случае, а энергичными словами Дроздова, которые он сказал в интервью нашей газете, адресуя их "Сурдинке", ее болельщикам и почитателям:
- Верьте в себя и стучитесь во все двери. Не помогают в Ростове - стучитесь в Москве, не отвечают министры - стучитесь к Президенту.
22 марта 2002г. НВ.
|