Огненные холсты Владимира Чекмарёва
Все мы отчасти пироманы. Если долго смотреть в огонь костра или камина, то можно увидеть картины. Попав на выставку художника Владимира Чекмарёва, я будто бы вошёл в костёр. Красный цвет, символизирующий материю огня, — главная цветовая гамма его картин.
Владимир Чекмарёв родился в 1950 году в Ростове-на-Дону. Закончил архитектурный факультет Ростовского строительного института. Испытал сильное влияние импрессионистов: Сезанна, затем Рембрандта и Тернера — художников, уделявших особое внимание свету. Долгое время занятие живописью сочетал с оформлением интерьеров и книжной графикой — он автор иллюстраций к более чем 200 изданиям. Начал выставлять свои работы с 1970 года. Член творческого Союза художников России с 2001 года. Его картины побывали на выставках в России, Шотландии, Бельгии, находятся в частных коллекциях на родине и за рубежом.
Зимним днём у картин Чекмарёва можно согреться. Красной краски он не жалеет. Вглядываясь в этот «масляный огонь» на холсте, попадаешь в сказочные страны то ли средневековья, то ли современности. Впрочем, в работах подобных художников время не ощущается. Где он, этот «Мост Риапто»? В Италии или в твоём подсознании? «Сидящая женщина», «Утренний туалет», голая женщина в шиповнике — всё это соткано из язычков пламени. «Проходной двор», которых в каждом городе не счесть, выглядит мистически. Лестница в его картинах — некий символ стремления к каким-то неведомым вершинам. «Вид на Капитолийские холмы» — иллюстрация ко всем моим детским сказкам. Потрясающая картина «Художник и модель», её невозможно рассказать. А можно ли рассказать и объяснить настоящую живопись? А картину «С белым пером» я когда-нибудь куплю и подарю себе, если её не купят, пока я собираю деньги. И в «Икаре» опять же присутствует мистическая лестница в небо. А сам Икар будто бы взорвавшийся истребитель на подлёте к заветному объекту. В огненных холстах звучит потрясающая музыка, наверное, «Аллегро с огнём». Всё та же лестница устремляется во вселенский пожар картины «Идущие за звездой». «Мост над каналом» тоже высушит венецианскую сырость. Повесить эту картину в одном из венецианских замков — и вековечная плесень на стенах расцветёт ромашками. На картине «Одиссей» лысый мужчина смотрит на стену с загадочными крестиками. На столе перед ним чашка кофе и упомянутая лестница. Наверное, для Чекмарёва деревянная лестница — знак самый главный, как для всего человечества колесо.
Чекмарёв, безусловно, художник-мистик. Даже в натюрмортах он изыскан. «Натюрморт с черепом единорога» — бутылка вина, ваза с фруктами и череп, правда, очень маленький. А с другой стороны, кто его видел, этого единорога? Разве что поэт и художник Хвостенко, который совсем недавно ушёл из жизни. Да ещё Борис Гребенщиков, который пел песню Хвоста «про город золотой», где гуляют животные неведомой красы, в том числе и единороги.
На картине «Игра» мужчина и женщина играют в шахматы — магическую игру. Они опять же стоят спиной к нам, наблюдателям за тайной. Я обратил внимание, что почти все живые персонажи картин Чекмарёрва повёрнуты к нам спиной. В этом есть особая недосказанность. И лишь у лестницы нет профиля и анфаса, лица и затылка. Потому что она, лестница, — средство, позволяющее попасть в тайну. А это средство, как известно, вне времени и общепризнанных измерений. Мосты — это тоже средства проникновения из пространства в пространство. Не случайно на них обращают внимание в основном художники и архитекторы жизни по совместительству. От Кандинского до Чекмарёва.
24 декабря 2004г., РО.
|