Русские люди не должны терять своё лицо
В последнее время в школах начали преподавать религиоведческие предметы. Официальным основанием для этого стал приказ министра образования России от 01.07.2003. Об этом мы поговорили с методистом отдела религиозного образования и катехизации Ростовской епархии Натальей Сергеевной Режабек.
— Современный человек обязан знать, на каких основах выстроена культура государства, в котором он живёт, и каким образом сформировался язык, на котором он говорит. Поэтому каждому из нас совершенно необходимы основы православной культуры. Даже в таких серьёзных документах, как доктрина национальной безопасности, прописана эта позиция.
Мы не должны быть Иванами, не помнящими родства. Мы никогда не станем хорошими американцами. И вместо того, чтобы стать плохими американцами, лучше попытаться стать нормальными русскими. В этом и заключается основание всех наших усилий сегодня.
— Какие религиоведческие предметы преподают в ростовских школах сегодня?
— Предмет «Основы православной культуры» уже введён в некоторых школах. Разработана программа по этому предмету. Есть учебники, но их ещё недостаточно. Часть из них имеют гриф Минобразования России. Курс «Основы православной культуры» вне обязательной части образовательной программы. Совет школы, состоящий из директора, преподавателей, родителей и учеников старших классов, может принять решение о необходимости данного факультатива. Это ознакомительный курс, и он не предполагает, что детей будут учить самой религии, то есть практике — ходить в церковь, исповедоваться, молиться и т.д. В обычной светской школе ознакомительное преподавание православной культуры не нарушает никакие законы, не ущемляет ничьих интересов.
Введение ознакомительного курса, я считаю, совершенно необходимо. У нас не хватает учебников, не хватает преподавателей, но в этом я вижу и положительные моменты. Этот курс нельзя вводить насильственно и повсеместно. Общество должно дорасти до этого, осознать необходимость изучения культуры своей страны. Небольшое количество желающих изучать этот предмет, с одной стороны, и небольшое количество учебников и учителей с другой, приводят ситуацию к равновесию.
—А можно ли в светских школах преподавать религию?
—В соответствии с действующим законодательством в общеобразовательном учреждении детей можно учить религии с практикой: причастием, исповедью, соблюдением постов и так далее. Но такие занятия находятся вне сферы учебной деятельности школы. На это также есть приказ министра образования РФ. Если родители захотели обучить детей практике религии, то директор школы должен обеспечить это. Каким образом? Школа может договориться с ближайшим православным приходом или любой религиозной организацией, которая юридически зарегистрирована и действует на законных основаниях. Тогда на факультативные занятия, за пределами сетки часов, собираются только те дети, чьи родители письменно высказали подобное пожелание. В таких случаях приходит в школу священник или катехизатор, которого направил приход, и тогда
за содержание уроков несет ответственность не школа, а религиозная организация. Но не думаю, что такое обучение религии будет проводиться массово, во многих школах.
—В Ростове есть школы, где уже преподают практическую религию?
—В нашем городе есть учебные заведения, учредителями которых являются религиозные организации. Например, классическая православная гимназия, учредитель которой — Ростовская епархия Русской православной церкви. Она создана для детей из верующих семей. Они изучают все предметы государственного стандарта и религию. Занятия там начинаются с молитвы.
—Кто может преподавать религию в школах, ведь педагогические вузы не выпускают таких специалистов?
—В Москве есть Свято-Тихоновский институт, который даёт высшее богословское образование. Выпускники педагогического факультета этого вуза получают специальность — социальный педагог. Им выдаётся диплом государственного образца. Выпускники этого института могут преподавать религию в учебных заведениях. И в Ростове есть филиал данного института.
«Основы православной культуры» — предмет, который можно преподавать, не имея специального образования, а просто пройдя переподготовку. Сара Фёдоровна Хлебунова — директор института повышения квалификации и переподготовки работников образования — заверила, что в течение зимы и весны следующего года около 30 педагогов пройдут необходимую переподготовку.
—Дети посещают факультативные занятия с разрешения родителей?
—Да, если родители хотят, чтобы их ребёнок изучал этот предмет, они должны представить в школу своё письменное разрешение. Я, как преподаватель и катехизатор, неоднократно сталкивалась с такими случаями, когда представители традиционных религий с удовольствием отправляли своих детей на эти занятия. Мама одной девочки, верующая мусульманка, сказала: «Дочка живёт среди русских людей, и пусть учит, то что учат все. Знает историю и культуру страны, в которой живёт». Я часто встречаюсь с такой позицией родителей. В этом плане у нас не было проблем с представителями иудаизма и ислама, но они возникают с представителями сектантских протестантских группировок.
Современные школьные программы включают много того, что неприемлемо для православных людей. Вообще-то, если по какому-либо вопросу существует несколько точек зрения, учитель обязан озвучить все. Если он говорит, что человек произошёл от обезьяны, то по закону он обязан сказать, что это гипотеза, а не теория, ведь конкретных доказательств не существует. Помимо этого он должен озвучить и другие позиции, в том числе, что мир был сотворён творцом.
Все учебники, школьные и вузовские, написаны с позиции дарвинизма, и даже если учитель хочет дать детям нечто другое, у него просто нет такой возможности. И тут мы приходим на помощь. У нас есть материал, который накопили верующие христиане разных эпох и стран.
Другая проблема — совершенно бедственная ситуация с русским языком. Часы его изучения в школах сокращаются. У нас накоплен опыт преподавания церковно-славянского языка. Именно на его фундаменте сложился русский литературный язык. А если фундамент прочный, значит, обязательно устоят стены.
Знакомство с церковнославянским языком позволяет стать человеком культурным и образованным, а не просто знающим. Мы очень хотим помочь русским людям оставаться русскими и не дать им утерять своё лицо, свою индивидуальность.
КОММЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Ирина Маркарова, главный специалист МУ «Управление образования администрации г. Ростова-на-Дону»:
— «Основы православной культуры» — очень специфический курс, совмещающий знания по истории, литературе, философии, и вести его может не каждый преподаватель. Помимо того, что не хватает преподавателей, существует недостаток учебников по данному предмету.
В принципе в школе можно ввести любой предмет, но наша задача определить, насколько это целесообразно, и главное — давая ученикам дополнительную нагрузку, не переусердствовать. Начинать нужно с изучения мнений учеников и их родителей.
Сейчас мы смотрим, насколько наши школы готовы к введению этого предмета, какова база учебных пособий. Выясняем, есть ли соответствующие кадры. Торопиться в этом вопросе не стоит. Думаю, более подробно говорить о введении предмета в общеобразовательных школах можно будет в следующем учебном году.
5 ноября 2003г., РО.
Есть такая наука!
Вихров А.М. из Ростова интересуется: - Преподается ли в школах Ростова православоведение?
Отвечает методист епархиального отдела образования Режабек Н.С.: - В соответствии с приказом № 1343 от 16.06.2004 г. министра общего и профессионального образования Ростовской области "Об организации пилотных учреждений, реализующих программы религиоведческого образования", в настоящее время в 34-х учебных заведениях Ростова и области ведется преподавание курсов "Основы православной культуры" и "Христианство и религии мира". В числе этих учебных заведений - 3 гимназии, 3 лицея, 26 общеобразовательных школ и 1 учреждение дополнительного образования.
"Газета Дона" (Ростов-на-Дону) 52(316) от 29-12-2004
|