rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Гимназия юных исследователей

Два года счастья на шестом этаже...

209На днях ростовская Гимназия юных исследователей отметила свое 15-летие. За эти полтора десятилетия из ее стен вышло около 700 выпускников. Впрочем, и учащиеся, и преподаватели этого учебного заведения предпочитают называть его так, как оно было названо при рождении - Лицеем.

Именно, так, с большой буквы, вкладывая в это слово целую гамму чувств: любовь, уважение, благодарность… Как поется в лицейском гимне, сочиненном, кстати, ребятами из нашего выпуска,- "На шестом этаже за два года счастья спасибо, Лицей…"

Но если для нас это были только два года счастья, то для лицея все его пятнадцать лет можно назвать счастливыми. В самом деле, разве это не счастье - быть первыми в поиске? А именно на поиски новых подходов в образовании и обучении был нацелен Лицей юных исследователей, появившийся в 1992 году на шестом этаже ростовского Дворца творчества детей и молодежи. Организовала его группа педагогов-энтузиастов, работавших во Дворце, руководителей секций и методистов Донской академии юных исследователей (ДАНЮИ), а также ученые РГУ. Университет вместе с городским Управлением образования и стал учредителем необычного учебного заведения, школы нового типа. Точнее, даже не школы - в какой школе уделяется столько внимания развитию творческих способностей каждого ученика? - а принципиально иное, без преувеличения, уникальное учебное заведение. Где можно было бы разбудить в учащихся интерес к творчеству и исследованиям, желание проявить себя.

И это удалось. Если честно, то в школу многие из нас ходили без особого интереса. Зато в лицее мы готовы были проводить время с раннего утра и до позднего вечера: здесь всегда находились дела для души и для ума. И оторваться от них подчас было просто невозможно. Сегодня это, скажем, поездка по чеховским местам, завтра - участие в традиционном лицейском конкурсе "Театр Эллады", через неделю - выпуск газеты "Лицейский вестник", а там и выборы президента лицея подоспеют… А еще - поездки по России и за ее рубежи, увлекательная летняя практика, участие в ежегодных сессиях ДАНЮИ…

Теперь все это вошло в традицию. А пятнадцать лет назад только зарождалось в поисках и спорах усилиями бессменного директора лицея Марины Николаевны Кошелевой, ее заместителей: Елены Михайловны Прищепа и Ирины Георгиевны Шумариной. Среди тех, кто стоял у истоков лицея, были и тогдашний заместитель начальника городского Управления образования В.В. Нужа, и наш классный руководитель Е.В. Тартачная, и И.К. Воробьева, и И.А.Томильченко, и В.С. Гамбург, и А.А. Синичкин, и другие преподаватели.

Можно сказать, что предвузовские метания выпускников обычных школ лицеистам неведомы. Уже в десятом классе им помогают найти свою дорогу. Четко работает система спецкурсов - и каждый может выбрать себе направление по душе. Хочешь - пробуй свои силы в журналистике, хочешь - займись изучением фольклора, учи второй иностранный язык, вникай в тонкости правоведения, осваивай столь востребованное сегодня туристское дело.

Сегодня в моде слово "элитарность". Щеголяют им чаще всего не по делу. Только вот к Гимназии юных исследователей определение "элитарная" подходит как нельзя лучше. Может, и не поймут этого те, кто учится в дорогих учебных заведениях "не для всех", но для лицеистов эти несколько классных комнат на шестом этаже Дворца творчества дороже всех спецшкол в мире. Ведь здесь действительно учат учиться.

А пресловутая элитарность... Если хотите, она уже в том, что практически все лицеисты становятся затем студентами университетов. И в том, что обычные школьные предметы в лицее преподают кандидаты наук. Это и Е.М. Прищепа, и Н.А. Архипенко, и С.Е. Филиппов, и Л.Б. Щербакова. И Р.А. Пупыкин - выпускник лицея , два года назад защитивший кандидатскую диссертацию по философии. Кстати, один из 14 "остепенившихся" выпускников.

Тех, кто, окончив лицей, потом вернулся сюда в качестве преподавателей, здесь немало. Может, еще и потому между учителями и учениками установились прочное взаимопонимание и доверительные отношения, что такие педагоги, как Е.А. Литовченко, С.В. Рожкова, Е.А. Тер-Абрамян, сами побывали лицеистами.

Хотя "побывали" - здесь совсем не то слово. Лицеистом становишься однажды - и на всю жизнь. Каждый из нас, обретя это звание 19 октября - в День лицея - уже не расстанется с ним никогда. Можно перестать быть школьником: и действительно, выпускники иных школ очень быстро теряют связь и друг с другом, и с выучившей их школой. Мы же, закончив лицей, с ним, к нашей радости, так и не расстались. И в нынешней студенческой жизни для родного шестого этажа всегда находится место: в любой день, зайдя сюда, обязательно можно встретить кого-нибудь из выпускников. И знаешь: как и прежде, твои учителя всегда готовы тебе помочь… А уж когда лицеисты собираются вместе, как это было в недавний юбилей Гимназии юных исследователей, тогда понимаешь весь глубинный смысл выражения "лицейское братство". Какие оглушительные аплодисменты раздавались в тот день в адрес учителей, как радовались лицеисты успехам друг друга, какая доброжелательная атмосфера непринужденного веселья и дружеского общения единомышленников царила в зале! "Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен…"

И всё. Пожалуй, лучше Пушкина - первого лицеиста России - здесь и не скажешь.

Иван КОБЯКИН,
студент факультета филологии и журналистики ЮФУ, лицеист
30.11.2007г., НВ.
.