Два года счастья на шестом этаже...
На днях ростовская Гимназия юных исследователей отметила свое 15-летие. За эти полтора десятилетия из ее стен вышло около 700 выпускников. Впрочем, и учащиеся, и преподаватели этого учебного заведения предпочитают называть его так, как оно было названо при рождении - Лицеем.
Именно, так, с большой буквы, вкладывая в это слово целую гамму чувств: любовь, уважение, благодарность… Как поется в лицейском гимне, сочиненном, кстати, ребятами из нашего выпуска,- "На шестом этаже за два года счастья спасибо, Лицей…"
Но если для нас это были только два года счастья, то для лицея все его пятнадцать лет можно назвать счастливыми. В самом деле, разве это не счастье - быть первыми в поиске? А именно на поиски новых подходов в образовании и обучении был нацелен Лицей юных исследователей, появившийся в 1992 году на шестом этаже ростовского Дворца творчества детей и молодежи. Организовала его группа педагогов-энтузиастов, работавших во Дворце, руководителей секций и методистов Донской академии юных исследователей (ДАНЮИ), а также ученые РГУ. Университет вместе с городским Управлением образования и стал учредителем необычного учебного заведения, школы нового типа. Точнее, даже не школы - в какой школе уделяется столько внимания развитию творческих способностей каждого ученика? - а принципиально иное, без преувеличения, уникальное учебное заведение. Где можно было бы разбудить в учащихся интерес к творчеству и исследованиям, желание проявить себя.
И это удалось. Если честно, то в школу многие из нас ходили без особого интереса. Зато в лицее мы готовы были проводить время с раннего утра и до позднего вечера: здесь всегда находились дела для души и для ума. И оторваться от них подчас было просто невозможно. Сегодня это, скажем, поездка по чеховским местам, завтра - участие в традиционном лицейском конкурсе "Театр Эллады", через неделю - выпуск газеты "Лицейский вестник", а там и выборы президента лицея подоспеют… А еще - поездки по России и за ее рубежи, увлекательная летняя практика, участие в ежегодных сессиях ДАНЮИ…
Теперь все это вошло в традицию. А пятнадцать лет назад только зарождалось в поисках и спорах усилиями бессменного директора лицея Марины Николаевны Кошелевой, ее заместителей: Елены Михайловны Прищепа и Ирины Георгиевны Шумариной. Среди тех, кто стоял у истоков лицея, были и тогдашний заместитель начальника городского Управления образования В.В. Нужа, и наш классный руководитель Е.В. Тартачная, и И.К. Воробьева, и И.А.Томильченко, и В.С. Гамбург, и А.А. Синичкин, и другие преподаватели.
Можно сказать, что предвузовские метания выпускников обычных школ лицеистам неведомы. Уже в десятом классе им помогают найти свою дорогу. Четко работает система спецкурсов - и каждый может выбрать себе направление по душе. Хочешь - пробуй свои силы в журналистике, хочешь - займись изучением фольклора, учи второй иностранный язык, вникай в тонкости правоведения, осваивай столь востребованное сегодня туристское дело.
Сегодня в моде слово "элитарность". Щеголяют им чаще всего не по делу. Только вот к Гимназии юных исследователей определение "элитарная" подходит как нельзя лучше. Может, и не поймут этого те, кто учится в дорогих учебных заведениях "не для всех", но для лицеистов эти несколько классных комнат на шестом этаже Дворца творчества дороже всех спецшкол в мире. Ведь здесь действительно учат учиться.
А пресловутая элитарность... Если хотите, она уже в том, что практически все лицеисты становятся затем студентами университетов. И в том, что обычные школьные предметы в лицее преподают кандидаты наук. Это и Е.М. Прищепа, и Н.А. Архипенко, и С.Е. Филиппов, и Л.Б. Щербакова. И Р.А. Пупыкин - выпускник лицея , два года назад защитивший кандидатскую диссертацию по философии. Кстати, один из 14 "остепенившихся" выпускников.
Тех, кто, окончив лицей, потом вернулся сюда в качестве преподавателей, здесь немало. Может, еще и потому между учителями и учениками установились прочное взаимопонимание и доверительные отношения, что такие педагоги, как Е.А. Литовченко, С.В. Рожкова, Е.А. Тер-Абрамян, сами побывали лицеистами.
Хотя "побывали" - здесь совсем не то слово. Лицеистом становишься однажды - и на всю жизнь. Каждый из нас, обретя это звание 19 октября - в День лицея - уже не расстанется с ним никогда. Можно перестать быть школьником: и действительно, выпускники иных школ очень быстро теряют связь и друг с другом, и с выучившей их школой. Мы же, закончив лицей, с ним, к нашей радости, так и не расстались. И в нынешней студенческой жизни для родного шестого этажа всегда находится место: в любой день, зайдя сюда, обязательно можно встретить кого-нибудь из выпускников. И знаешь: как и прежде, твои учителя всегда готовы тебе помочь… А уж когда лицеисты собираются вместе, как это было в недавний юбилей Гимназии юных исследователей, тогда понимаешь весь глубинный смысл выражения "лицейское братство". Какие оглушительные аплодисменты раздавались в тот день в адрес учителей, как радовались лицеисты успехам друг друга, какая доброжелательная атмосфера непринужденного веселья и дружеского общения единомышленников царила в зале! "Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен…"
И всё. Пожалуй, лучше Пушкина - первого лицеиста России - здесь и не скажешь.
Иван КОБЯКИН,
студент факультета филологии и журналистики ЮФУ, лицеист
30.11.2007г., НВ.
|