rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Лучший в мире

Лучший в мире

144Ровно 30 лет назад был поднят в воздух первый опытный образец транспортно-десантного вертолета Ми-26. Вертолет был разработан в ОКБ М. Миля в начале 70-х годов. Серийное производство осуществляется на Ростовском вертолетном заводе.

До 1956 года завод выпускал планеры, самолеты: учебно-тренировочный И-16, По-2 - легендарный "кукурузник", модернизированный штурмовик Ил-10. Турбореактивный штурмовик Ил-40 был последним в списке самолетов, которые строил завод. В начале 60-х политика оборонной промышленности повернулась к ракетной технике. Размещение заказов на заводе сократилось.

- К этому моменту директор завода Дмитрий Михайлович Чумаченко познакомился с авиаконструктором Михаилом Леонтьевичем Милем, - рассказывает директор музея ОАО "Роствертол" Владимир Шкуратов. - Михаил Леонтьевич с коллективом КБ разрабатывал конструкторскую документацию на вертолет Ми-1 и искал предприятие, которое бы осуществило его серийное производство.

Трудно сказать, по счастливой ли случайности или по закономерности завод стал строить вертолеты Ми-1. Михаил Миль был выпускником авиационного факультета Новочеркасского политехнического института, а дома, как известно, и стены помогают. Может, и это сыграло свою роль. Пока в течение трех лет завод выпускал Ми-1, ОКБ Миля разработал документацию на вертолет Ми-6. Так, с "легкой руки" Михаила Леонтьевича, завод стал вертолетным производством. Когда в начале 70-х предприятие приступило к подготовке серийного выпуска еще одной машины конструкции Миля - Ми-26, Михаила Леонтьевича в живых уже не было. Работу по выпуску вертолета завершил его достойный ученик - главный конструктор М.Н. Тищенко.

145- Ми-26 представлял собой первый отечественный вертолет нового, третьего поколения. Параметры Ми-26 по грузоподъемности (до 20 тонн) и габариты грузовой кабины значительно превосходят как отечественные, так и зарубежные вертолеты, - говорит ведущий конструктор по Ми-26, а ныне главный инженер проекта Ми-26 отдела главного конструктора "Роствертола" Александр Ермашов. - Первостепенной задачей при проектировании Ми-26, как и всех других винтокрылых машин, явилось создание современного несущего винта, обладающего малой массой и высокими аэродинамическими и прочностными характеристиками. Проведенные в 1977 г. предварительные испытания несущего винта Ми-26 на летающей лаборатории Ми-6 подтвердили правильность выбора параметров, в том числе высокие аэродинамические характеристики. Собранный первый экземпляр флюзеляжа успешно прошел повторные статические и вибрационные испытания. В октябре 1977 г. досрочно закончилась сборка первого летного образца, и в последний день того же месяца тягач выкатил первый Ми-26

из цеха на отработочную площадку. Полтора месяца продолжалась доработка загруженного балластом вертолета и его систем на земле. 14 декабря 1977 г. впервые вертолет Ми-26 оторвался от земли и осуществил трехминутный полет в режиме "висения". Командиром экипажа был Г. Карапетян - летчик-испытатель СССР, ныне Герой Советского Союза.

- Когда вертолет поднялся в воздух, весь экипаж испытал чувство ликования. Овации были на земле. Из обычной мастерской - сделать крупное вертолетное производство, построить такую мощную машину помогли имя Миля и талант коллектива ОКБ, возглавляемого М.Н. Тищенко, директора Д.М.Чумаченко, - вспоминает заслуженный штурман-испытатель СССР В.И. Бондарев.

Программа заводских испытаний успешно завершилась в середине 1979 г. Принимавшие в них участие представители заказчика вынесли положительное предварительное заключение. Ростовское вертолетостроительное производственное объединение приступило к освоению серийного производства Ми-26. Государственные испытания Ми-26 прошли в рекордно короткий срок и закончились к 26 августа 1980 г., вертолет был принят на вооружение Советской Армии.

Освоение производства лопастей для Ми-26 сопровождалось разработкой и внедрением ряда уникальных специализированных станков и новых технологий. Родилось новое поколение ленточно-шлифовальных станков, специализированного оборудования и установок.

Переход к выпуску

Ми-26 потребовал от работников Ростовского вертолетного завода освоить современные технологические процессы обработки металлических сплавов и неметаллических материалов. Потребовалась реконструкция литейного цеха. Были внедрены технология химического фрезерования обшивок, аргоновая сварка подредукторных рам.

Попытка, предпринятая американскими специалистами фирмы "Боинг-Вертол", - одновременно с советскими вертолетостроителями создать по программе HLH винтокрылый гигант, аналогичный по параметрам Ми-26, - закончилась неудачей.

Первый серийный вертолет Ми-26 взлетел в ростовское небо 25 октября 1980 г., пилотируемый заслуженным летчиком-испытателем СССР Г. Карапетяном. Второй серийный вертолет был поднят в декабре 80-го года экипажем ОАО "Роствертол", командиром которого был заслуженный летчик-испытатель СССР Ю. Шевченко. В экипаж входили летчик-испытатель первого класса С. Саркисян, заслуженный штурман-испытатель СССР В. Бондарев, бортмеханик, испытатель первого класса В. Григоренко, бортоператор, испытатель первого класса И. Космынин.

Боевое применение вертолета началось в Афганистане. Входившие в состав 23-го авиаполка погранвойск машины использовались для перевозки грузов, доставки пополнения, эвакуации раненых и оказания гуманитарной помощи. Ми-26 участвовали практически во всех вооруженных конфликтах на Кавказе. В частности, именно на Ми-26 проводились оперативная доставка войск и их передислокация во время боев в Дагестане в 1999 г. Помимо армейской авиации и авиации погранвойск, Ми-26 поступили и в авиачасти МВД России. Везде вертолет показал себя исключительно надежной и незаменимой машиной.

Нашли применение Ми-26 при борьбе с пожарами и во время стихийных бедствий. В 1986 г. вертолеты использовались при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Довелось российским и украинским Ми-26 поучаствовать в миротворческих миссиях ООН. Они работали на территории бывшей Югославии, в Сомали, Камбодже, Индонезии и т.д. Благодаря уникальной грузоподъемности ростовские тяжеловозы пользуются большим спросом за рубежом.

Один американский обозреватель в своем репортаже о Всемирной выставке авиации и космонавтики в Ле-Бурже (1981 г.) писал: "Входя в мощный вертолет Ми-26 через заднюю грузовую рампу, вы попадаете в высокое помещение пятнадцатиметровой длины, создающее атмосферу кафедрального собора. И хочется снять шляпу в знак признания инженерных достижений советских конструкторов и авиастроителей".

Как отмечал в 1999 г. гендиректор ОАО "Роствертол" М.В. Нагибин: "…маркетинговый потенциал этого вертолета очень велик, а летно-технические характеристики настолько уникальны, что портфель заказов на него удается сохранять и в нынешнее тяжелое время. "Роствертолу" удалось сохранить свою нишу на авиационном рынке благодаря высокой конкурентоспособности этой замечательной машины. Весьма ощутимую пользу сегодня приносят экспортные заказы".

В 2000 г. гендиректором ОАО "Роствертол" был избран Б.Н. Слюсарь. Завод и сегодня продолжает успешно производить вертолетную технику.

В марте 2000 г. по инициативе "Натшелл" в американском штате Нью-Йорк зарегистрировали и компанию "Heavycopter", предоставляющую различные услуги с помощью тяжелых вертолетов Ми-26Т на рынке США.

После демонстрации Ми-26 на международных авиационных салонах в Ле-Бурже самым грузоподъемным вертолетом мира заинтересовались зарубежные заказчики. Первых четыре воздушных гиганта закупила Индия. После развала Советского Союза тяжелые машины оказались, кроме Вооруженных сил России, в армиях стран СНГ. Они эксплуатируются в Северной Корее, Южной Корее, Малайзии, Перу, Мексике, Греции и на Кипре. Среди вертолетов отечественных и зарубежных фирм

Ми-26Т держит пальму первенства по грузоподъемности и в настоящее время остается самым лучшим вертолетом в мире.

Выдающиеся летно-технические характеристики вертолета Ми-26 позволили установить на нем ряд мировых рекордов. 4 февраля 1982 г. экипажи летчиков-испытателей А.П. Холупова, С. В. Петрова, Г.В. Алферова и Г.Р. Карапетяна, сменяя друг друга, установили четыре рекорда высоты (4600 м, 5600 м, 4100 м, 6400 м) с грузом в 20, 15, 25 и 10 т, соответственно. Во время полета экипажа Г.В. Алферова масса вертолета составляла 56768,8 кг - впервые в истории винтокрылой техники столь тяжелая машина преодолела высоту 2000 м. В начале декабря того же года женский экипаж И. Копец установил на Ми-26 девять женских мировых рекордов высоты и грузоподъемности.

14.12.2007г., НВ.
.