rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Три ростовские "Т"

Три ростовские «Т»

     Как в донской столице появился общественный транспорт. Улицы Ростова когда-то имели единственные в своем роде рельсы, они были полигоном для первых троллейбусов, а на такси дешевле было проехать по городу в первой половине дня.

      175Имя: Троллейбус.

     Дата рождения: 18 июня 1936 года.

 Прародители: Троллейбус — гибрид автобуса и трамвая. Слово «троллейбус» происходит от слияния английских слов trolley — контактный провод, и bus – автобус.

     Место рождения: улица Первая Степная (ныне — Ченцова) между 26-й и 14-й линиями, где пролегала самая первая в стране экспериментальная троллейбусная линия протяженностью около 700 метров.

     Прозвища: «рогатый», «сохатый» — за две троллейбусные дуги, торчащие как рога.

     Особые приметы: Первым троллейбусом, вышедшим на улицы Ростова, стал ЛК-5. Визуальная отличительная черта этой модели — это отсутствие фар головного света на кузове. Они крепились на переднем бампере. Видно, так было проще при изготовлении.

     Финансовая состоятельность: Проезд был установлен в 33 копейки. В советский и постсоветский периоды стоимость проезда в троллейбусе была одинакова с трамвайной таксой. За первый день работы нового вида транспорта было выручено 1 316 рублей 10 копеек.

     Факты биографии: Несмотря на то, что Ростов является родиной отечественного троллейбуса, донская столица стала третьим городом СССР с регулярным троллейбусным движением (Москва — 1934 год, Киев — 1935 год). В конце 1932 года ростовчане приступили к сборке и испытаниям опытного, «самодельного» троллейбуса, собранного на базе старого автобуса. Но первое регулярное троллейбусное движение появилось только через четыре года. Первые три троллейбуса выехали из временного гаража, который был организован на 20-й линии в полдень 18 июня. На опробовании линии присутствовали руководители горсовета. Троллейбусы успешно прошли до Сельмаша и возвратились к Театральной площади. С часу дня начались регулярные платные рейсы по маршруту завод «Ростсельмаш» — Театральная площадь.

     Сегодня длина троллейбусной линии Ростова — около 200 километров. Парк насчитывает без малого 200 машин, которые трудятся на восьми маршрутах и по статистике ежегодно перевозят около 20 миллионов пассажиров.

     Крылатые фразы:

     «Идет сохатый».

     «Те же, что и в трамваях» (о билетах).

      176Имя: Такси.

     Дата рождения: 17 июня 1926 года.

     Прародители: Извозчики (по Утесову, «водители кобылы»), приводившие свои экипажи в движение одной лошадиной силой.

     Место рождения: Стоянки первых такси находились на железнодорожном вокзале, у крайисполкома и на площади Карла Маркса.

     Прозвища: Первые такси, появившиеся на улицах Ростова, были французские «Рено KG» и за скошенную радиаторную решетку получили прозвища «утюг».

     Особые приметы: Такси в Ростове стали возить пассажиров спустя ровно год после того, как они появились в Москве. Это были четырехместные лимузины с очень слабой для наших дорог подвеской. У «Рено KG» был еще один существенный недостаток: вентилятор, установленный для охлаждения двигателя, гнал холодный воздух в кабину водителя. И зимой шоферы сильно мерзли.

     Финансовая состоятельность: Поначалу машины не были оборудованы счетчиками, поэтому была назначена жесткая временная такса. Час пути до пяти часов вечера стоил семь с половиной рублей, а после – десять. Причем для приезжих путь от вокзала до любой гостиницы в центре города стоил два рубля. Значительно позднее, во времена развитого социализма, один километр пути по счетчику стоил 20 копеек.

     Факты биографии: После войны большую часть машин-такси составляли ГАЗ-М20 «Победа». Именно на их бортах в 1948 году впервые появилась «шахматная» полоса, а в углу лобового стекла зелёный огонёк, сигнализирующий о том, что автомобиль свободен. С появлением 21-й «Волги» такси стали красить в бело-красный цвет, а ГАЗ-24 в 70-х годах представляли собой седаны с оранжевыми «гребешками» на крыше. Именно эти машины ассоциируются у представителей старшего поколения с такси, потому что практически без изменений производились на протяжении 15 лет, и только к концу восьмидесятых их начали заменять на более новые ГАЗ-3102.

     Крылатые фразы:

     «Плачу два счетчика!»

     «Шеф, свободен?»

      177Имя: Трамвай.

     Дата рождения: 2 января 1902 года (по старому стилю 20 декабря 1901 года).

     Прародители: В 1887 году в Ростове бельгийцы построили конку – конную железную дорогу. Между прочим, десятую в империи. По ее рельсам вскоре и стал бегать электрический трамвайчик.

     Место рождения: Первый рейс от угла Большой Садовой и Братского переулка до Ростово-Нахичеванской межи (нынешнего Театрального проспекта).

     Прозвища: Первый бельгийский электрический трамвайный вагончик получил у горожан прозвище «коробочка». Отечественный вагон появился в 1913 году и за то, что брал в два раза больше пассажиров, чем бельгиец, назывался уважительно «крейсер».

     Особые приметы: Слово «первый» и «впервые» очень часто встречается при рассказе о ростовском трамвае. Благодаря бельгийцам, построившим конку и продолжавшим прокладывать пути уже для трамваев, Ростов стал единственным городом Российской Империи с европейской шириной колеи (1435 мм). Он стал одним из первых городов, где появился трамвай, опередив Одессу, Харьков, Тифлис и даже Санкт-Петербург. На Дону появилось первое междугородное трамвайное сообщение — между Ростовом и Нахичеванью. Трамвай соединил два города 22 декабря 1902 года. И, наконец, с 1957 года донская столица стала первым городом в СССР, где появились чешские вагоны «Татра».

     Финансовая состоятельность: В начале века проезд стоил 1 копейку, к концу восьмидесятых 3 копейки. Сейчас — 8 рублей.

     Факты биографии: На момент распада СССР в городе имелось 18 трамвайных маршрутов протяженностью более 110 километров, а подвижной состав превышал 300 единиц. В год услугами ростовского электротранспорта (вместе с троллейбусом) пользовалось до 250 миллионов человек. За 20 лет существования РФ трамвай остался только в центре города (два маршрута) и в Железнодорожном районе, где из-за узких улочек и подъемов электрического извозчика заменить невозможно.

     Крылатые фразы:

     «Прокомпостируйте, пожалуйста».

     «Передайте на компостер».

     «Пробей билетик».

   Подготовил Алексей Опрышко / фото из книги «Троллейбус родом из Ростова
http://gazeta-dona.ru/istoria_dona/1083-tri-rostovskie-t.html

 

.