rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Меня ждет готовый уходить пароход...

«Меня ждёт готовый уходить пароход...»

Ростовские купцы не пожалели на первую в стране радиостанцию 3262 рубля 25 копеек.

205О том, как Борис БАРАНЧИКОВ уходил на фронт и воевал в составе 23-й гаубичной артиллерийской бригаде 4-го гвардейского механизированного корпуса 57-й армии, как участвовал в освобождении Украины, Венгрии, Югославии, мы рассказывали в одном из октябрьских номеров газеты прошлого года. Сегодня, накануне Дня радио, наш разговор о том, какое место донская земля занимает в общей истории радио. А поскольку Борис Баранчиков, Почётный радист СССР, в своё время был председателем секции научно-технической информации научно-технического общества имени А.С. Попова, то и главный герой его рассказа — Александр Степанович Попов, о котором он не может говорить равнодушно. Тем более что один из источников его информации — личное знакомство с внучкой Попова Екатериной Кьяндской.

Борис Дмитриевич Баранчиков напоминает: первым осуществил связь без проводов Александр Попов. (Не будем углубляться в спор о приоритете Маркони.)

В конце 19 века Ростовский порт стал одним из крупнейших в Азово-Черноморском бассейне. Так, по данным, опубликованным в ежегодных «Отчётах Комитета донских гирл», в 1895 году через донские гирла прошло 10162 судов (гирло — местное название рукавов или протоков в дельтах крупных рек, впадающих в Чёрное и Азовское моря). Но судоходству мешала одна природная особенность: под влиянием ветра уровень воды в гирлах часто, до 3-4 раз в сутки, менялся, причём в течение каких-то часов он мог упасть на 2-3 метра. Пароходы и баржи часто садились на мель.

Комитет донских гирл для Ростовского порта организовал так называемую оптическую сигнализацию. Со стороны моря, у выходных бакенов, поставили судно с одной мачтой, на которой днём поднимались шары, а ночью — фонари, число которых соответствовало минимальной глубине канала гирл в этот час. Но в туман и дожди сигналы не были видны. Узнав об опытах Попова, комитет написал в Кронштадт: «Его Высокородию, господину коллежскому советнику Александру Степановичу Попову: ...оптическая сигнализация с плавучего маяка, стоящего у выхода из канала в Азовское море, на Лоцмейстерский пост, находящийся на берегу, на острове Перебойном, становится всё затруднительнее и ведёт иногда к нежелательным ошибкам, а потому комитет решил заменить эту сигнализацию более совершенной системой беспроволочного телеграфа, отдав предпочтение системе русского изобретателя, т. е. Вашей».

И Попов в августе 1901 года прибыл в Ростов со своим учеником и помощником Петром Рыбкиным.

А накануне этой работы в адрес Комитета донских гирл из Франции были отправлены четыре ящика. Отправитель — владелец мастерской по производству точных физических приборов Дюкретэ. В ящиках из Франции в Ростов, как пишет Дюкретэ, «большой скоростью» были отправлены аппараты беспроволочного телеграфа для Азовского моря. В письме Попову галантный француз писал: «Кому следует передать для оплаты счёт и накладные? В надежде получить счёт ближайшей почтой, прошу принять мой нижайший поклон». Надо сказать, что ростовские купцы стали не только инициаторами создания первой в стране гражданской радиостанции, но и продемонстрировали качественные партнёрские отношения. Уже 10 сентября они отправили «Господину Профессору Александру Степановичу Попову» чек Ростовского-на-Дону Купеческого банка на запрашиваемую сумму — 3262 рубля 25 копеек, при этом «покорнейше попросив милостивого государя» уведомить о получении денег. Что и было Поповым сделано.

206Самого Попова можно было видеть и днём, и ночью то на Лоцмейстерском посту, где монтировалась приёмная радиостанция, то на плавучем маяке в гирлах, где шёл монтаж передатчика. И уже 2 сентября ростовские газеты писали, что открылось сообщение «посредством беспроволочного телеграфа системы А.С. Попова».

27 августа 1901 года в два часа пополудни Попов передал первую радиограмму с маяка на остров Перебойный. И с этого времени станция стала регулировать судоходство на Дону. В августе 1902 года Попов ещё раз приехал в Ростов, чтобы проследить, как работает созданный им телеграф. Он писал своей жене Раисе Алексеевне: «Я приехал в Ростов в полночь. Утром, когда умывался, мне докладывают, что меня ждёт готовый уходить пароход, прямо в гирла...».

Гражданские станции по системе Попова строились не только в России, в нашем Ростове, но и за рубежом, например, в США и во Франции. Одна газета, выходившая в Филадельфии (США) 11 сентября 1901 года, описала, как работала система Попова во время яхтенных гонок, обеспечив связь на расстоянии 260 миль.

В 1956 году на единственном домике, сохранившемся после Великой Отечественной войны на Лоцмейстерском посту, была установлена мемориальная доска в память об Александре Попове и его первой гражданской радиостанции, которая без перебоев проработала более десяти лет.

Баранчиков побывал с большой делегацией (в её составе была и внучка Попова Екатерина Георгиевна Кьяндская) на Перебойном в 1970 году, когда отмечали 75-летие изобретения радио. Он ссылается на воспоминания старожилов, которые рассказывали, что на острове Перебойном когда-то была таможня, и члены солдатских семей (числом до 30) ухаживали за территорией острова, где были вишнёвые сады. Но осталось после войны только здание бывшей бани таможни. И ещё ригеля, на которые крепилась несохранившаяся антенна.

Баранчиков говорит, что у Попова было особое отношение к донской земле не только потому, что он смог здесь реализовать новый проект, как сегодня говорят, «продвинутых» донских судоводителей. Баранчиков рассказывает, что в Таганроге похоронены сыновья Александра Степановича, герои Цусимского сражения. И якобы Попов пытался найти их могилы и просил об этом свою дочь, передавшую эту просьбу по наследству своей дочери Кате, которая и рассказала об этом, когда приезжала на праздничные мероприятия в Ростов, и её возили на катере в Таганрог...

О семье Попова написано немного. Но есть официальный сайт правнучки Попова Надежды Андреевой, которая составила генеалогическое древо, по которому становится ясно, что из четырёх детей учёного (пятый умер в младенчестве) первыми из жизни ушли сыновья. Степан (композитор) погиб в 1920 году в Гражданской войне. Он был призван в армию ещё в Первую мировую, потом прошёл с Красной Армией Будённого до Ростова. Здесь он встречался с композитором Михаилом Гнесиным. И даже ходил на «Евгения Онегина» в ростовский театр. Степан Попов умер от тифа где-то на территории Ростовской области. Делегация, которую возглавлял маршал войск связи Пересыпкин, землю с ростовских могил героев Гражданской войны увезла на могилу Александра Попова, который похоронен на Литературных мостках Волкова кладбища в тогдашнем Ленинграде.

Александр (художник) умер от дистрофии во время Ленинградской блокады в 1942 году. Так кого искала в Таганроге внучка Попова? (Она ушла из жизни в 1994 году, и её уже не спросить.)

Что касается Цусимского сражения, 104-летие которого настанет 14-15 мая, то в нём участвовали не сыновья Попова, а его ученики. Гибель российского флота в Цусимском сражении Попов воспринял как личную трагедию. Дело в том, что он был причастен к оснащению средствами связи российской эскадры. Денег на это дело пожалело начальство, Кронштадтские мастерские не справились с большим объёмом военного заказа, и половину его пришлось разместить на немецкой фирме «Телефункен». То ли выполнен заказ был некачественно, то ли имело место предательство, но по приказу адмирала Рожественского наши корабли сражались «в режиме радиомолчания», общаясь между собой флажками и прочими допотопными средствами. У японцев действовала современная радиосвязь, и это было первое в истории применение её в боевых условиях. В Цусимском сражении погибли лучшие боевые корабли и храбрейшие моряки, цвет российского флота. Попов так и не оправился от такого удара, он умер 31 декабря 1905 года (по старому стилю) в возрасте 46 лет от кровоизлияния в мозг.

«Ростов официальный», № 19 (806) от 05.05.2010
.