Поролон, сын сальских степей
Нынешние мэтры российского да и европейского современного искусства несколько лет тому назад вряд ли слыхали о молодом художнике, выросшем в сальской степи, Сергее Шеховцове. А сегодня его имя у всех на устах. Вот, к примеру, некоторые подзаголовки и комментарии к крупнейшим событиям мирового авангардного искусства 2004-2005 годов: "Русское искусство предложило бразильской публике два объекта - поролоновый "кинотеатр" Сергея Шеховцова...", "В Сан-Паулу проходит 26-я биеннале современного искусства - крупнейший в Южной Америке и второй (после Венецианской биеннале) в мире смотр новейшей художественной продукции. В выставке участвуют 135 художников из 62 стран. Двое из России: Поролон (Сергей Шеховцов) и Павел Пеперштейн. На выставке ожидается миллион (!) посетителей". "...Проходит выставка в павильоне, который в 1954 году построил из стекла и бетона великий архитектор Оскар Нимейер к 400-летию города..." "Поролоновая галлюцинация", "Россию представит Поролон", "Бразильцам покажут поролоновую Россию", "Наши поролоны в Бразилии", "Поролоновая валюта", "Вену устелили поролоном" и это все о нем - Сергее Шеховцове, однажды решившем, что поролон, как художественный материал, до сих пор не был востребован. Да и псевдоним его как художника в мире искусства утвердился однозначно - художник "Поролон".
Сережа Шеховцов посещал Сальскую детскую художественную школу, где педагогом будущего художника был его же отец - донской живописец Василий Александрович Шеховцов, который не только сеял среди местных детей любовь к искусству, но и принимал участие в организации в городе картинной галереи.
И на художественно-графическом факультете Ростовского педагогического института (ныне университета) Сергей с глубоким интересом и огромной усидчивостью усваивал то, что оставили в наследие классики русского искусства. Несомненные успехи были налицо, но в мыслях уже маячила новая цель - Московский художественный институт имени Василия Ивановича Сурикова, бывшее великое русское Училище ваяния, живописи и зодчества, воспитавшее многих корифеев отечественного искусства. Он проучился на двух курсах художественно-графического факультета и сообщил только своему педагогу -
Т.В. Рязановой, что отбывает для прохождения дальнейшей учебы в столице нашей родины Москве.
И отбыл, и успешно поступил. Учился в творческой мастерской известного российского живописца и монументалиста, Народного художника России, лауреата Государственной премии Н.И. Андронова и даже был удостоен стипендии президента Российской Федерации.
А поролон… он был известен всем и лежал под ногами, пока не нашелся творец, который бы освоил этот материал. Персональные выставки Сергея состоялись в Берлине, в Вене, Мадриде. Совсем недавно, в сентябре, в залах Третьяковской галереи на Крымском Валу открылась выставка "Русский поп-арт", где были представлены три работы Сергея Шеховцова. По этому поводу журнал "Огонек" писал: "Сергей Шеховцов сегодня является чуть ли не предтечей нового Большого стиля: скульптуры гонщиков на мотоциклах, девушки с Тверской, задумчивые киноманы и чуть ли не триумфальные арки... Типичное монументальное искусство - с одним только маленьким отличием: главный материал художника - поролон".
Рыхлый, вязкий, легко деформирующийся поролон, надо полагать, представляется Сергею идеальным материалом, символизирующим современную жизнь международного сообщества.
"Получается не только весело и красиво, но и весьма правдиво", - говорит художник.
Работы Сергея Шеховцова уже приобретены зарубежными музеями и попали в престижные частные собрания.
14 октября 2005г., НВ.
|