rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Предистория

Спор о рождении Ростова-на-Дону ведется уже долго, и, ду­маю, вряд ли когда-нибудь найдется решение, которое удовлет­воренно примут все. Да и так ли важно это для нас, ныне живущих здесь? Думаю, мы должны знать, что в истории ро­дного города, возникшего на берегах могучей реки, на краю Великого луга, откуда рукой подать до морских дорог, есть примечательные и памятные даты, факты, события, которыми мы можем гордиться, которые помнит не одно поколение ро­стовцев, как называли нас раньше, и ростовчан, как мы зовем себя сейчас.

Из глубокой древности тянутся нити к дню нынешнему.

Предыстория

ОТКУДА   «ЕСТЬ   ПОШЕЛ» НАШ  РОДНОЙ  ГОРОД?

В XV - XIV веках до на­шей эры на окраине нынеш­него Ростова стояли грозные крепости. Сейчас ученые их называют Ливенцовской и Каратаевской (по имени ок­рестных поселков). К сожа­лению,   раскопки,   начатые здесь   более  трех  десятилетий назад, давно свернуты. Мы лиша­емся уникальных сокровищ и за­даемся вопросом: когда же уче­ным дадут возможность продол­жить здесь изыскания, обещаю­щие  миру удивительные  откры­тия? Ведь были те крепости ро­весницами легендарной Трои, и, верю, человеческие страсти, ра­зыгравшиеся в наших краях трид­цать пять столетий назад и при­ведшие к гибели этих крепостей, ни в чем не ниже эллинских по своему героизму и трагизму...

И на рубеже новой эры на тер­ритории нынешнего Ростова были поселения, подвластные известно­му городу древности Танаису. Так, в устье Темерника существовало поселение, основанное, видимо, боспорскими греками. Может быть, то была одна из первых остановок торговцев, направляв­шихся из Танаиса к сарматам Подонья и Поволжья, чтобы доста­вить туда вино, оливковое масло, домашнюю утварь, украшения, а в обмен приобрести стада коней и овец, кожу, шерсть, шкуры жи­вотных.

Неподалеку от Темерницкого городища были в наше время най­дены городища, современные ему и Танаису, - Нижнегниловское, Кобяково и другие. Но и о них мы знаем не многим больше, чем о ровесниках Трои.

Ну почему, почему мы так не­любопытны?

У многих, кстати, и объяснение наготове - до того ли, дескать, сейчас? До ваших ли древностей - черепушек, когда... Объяснять свое невежество мы ох как го­разды!

Ладно, укоротим наш путь в прошлое. Переберемся из эллин­ской Ойкумены на просторы Ве­ликого луга, или Дикого поля, как назывались придонские степи в древние и средние века. Что про­исходило тогда здесь, у азовско­го Лукоморья?

Придонье становится на столе­тия местом ожесточенных сраже­ний с половцами, печенегами, а затем с татарами и турками.

Как известно, в IX веке славя­не образовали Киевскую Русь - огромную и сильную державу рус­сов, простиравшуюся от Варяж­ского (Балтийского) моря на се­вере до Русского моря (так тогда называли Черное море) на юге. Чтобы обезопасить свой народ от посягательств кочевников-хазар, киевский князь Святослав пред­принял далекий поход против степняков. В 965 году он овладел крепостью Саркел на Дону, затем спустился к берегам Азовского моря. Немалую роль в падении Хазарского царства сыграл и русский князь Мстислав Владимирович. В союзе с византийским императо­ром Василием, приславшим гре­ческий флот в Азовское море, Мстислав разбил хазар и взял в плен хазарского кагана Тузлу.

Наиболее успешными были че­тыре похода против половцев зна­менитого русского князя Влади­мира Мономаха в 1103-1116 го­дах, когда Владимир сумел про­никнуть в глубь Половецкой зем­ли, «пил, - по словам летописи, - золотым шеломом Дон» и за­ставил значительное количество половцев откочевать на Северный Кавказ. Но затем и решающие со­бытия похода князя Игоря, о ко­торых скорбно поведало нам «Слово о полку Игореве», проис­ходили на срединном Дону.

То был как бы пролог трагедии, происшедшей на Руси всего че­рез три с половиной десятилетия: в 1223 году татаро-монголы уже зимовали в приазовских степях.

И, казалось, с этого времени жизнь, в Придонье замерла. Даже в конце XIV века, когда митропо­лит Пимен «ходил» из Москвы в Царьград донским  путем, через Азов, в описании этого путешест­вия говорилось: «...бяше бо пус­тыня зело всюду, не бе бо видети тамо ничтоже: ни града, ни села... нигде бо видети человека точию пустыни велиа...»

И хотя другие источники гово­рили о «бродниках», сопротивляв­шихся нашествию степняков, но­вые крупные селения возникли на Дону только в XV веке.

Их основали русские «во­льные люди», «удальцы» - тюркское слово «казаки» ста­ло их именем.

Русское правительство стремилось обезопасить юж­ную границу от турецко-та­тарских орд и организовало сторожевую пограничную службу, стремясь привлечь к ней казаков. Так   возросло  стратегическое значение земель, на которых рас­кинулся ныне наш город.

Во время Азовских походов в 1695-1696 гг. на левом берегу Темерника в землянках жили рус­ские солдаты, беглые люди обос­новались в урочище Богатый Ко­лодезь, вода которого так понра­вилась Петру Великому. По пре­данию, он и назвал источник «Бо­гатым»...

В 1713 году на левом же бе­регу Темерника встал Темерницкий форпост. Его небольшой гарнизон был на острие борьбы с турками за влияние в Приазовье после неудачного Прутского похо­да царя Петра. И если в то вре­мя в одном из донесений гово­рилось, что Черкасский городок «на краю рубежа обретаеца», то с еще большим основанием это можем отнести к Темерницкому форпосту, Темерницкой таможне и крепости имени Св. Димитрия Ростовского.

Отсюда и «пошел есть» Ростов-на-Дону.

25 декабря 1998г., ВР.
.