rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

От крепости Димитрия Ростовского к центру ростовского уезда

Начало пятого десятилетия в истории нашего города отмечено прискорбным фактом, случившимся далеко от донских берегов, но тесно  связанным  с  ними:  в  селе Андреевка  Черниговской губернии  умер А.И. Ригельман  -  первостроитель  и  летописец крепости св. Димитрия Ростовского. Семь лет назад, выйдя в отставку с поста обер-коменданта крепости в чине генерал-май­ора, Александр Иванович поселился в своем небольшом имении и занялся обработкой богатого архива. Здесь были копии мно­гих военных и хозяйственных документов, рассказы старожилов, рисунки с натуры, заметки, сделанные во время многочисленных поездок по земле донских казаков. Закончить намеченное он не успел, и книги его увидели свет много лет спустя, но научное значение их непреходяще до сих пор.

07Крепость св. Димитрия Ростовского стала к этому времени «внутренней» и не имела уже прежнего стратегического значе­ния. Но возрастала ее роль как привлекательного объединяюще­го хозяйственно-торгового центра.

Постепенно Солдатский и Доломановский форштадты, поселок при Богатом Колодезе стали рассматриваться как единое селе­ние, имеющее своим центром крепость. Это с «низовой» сторо­ны. А с «верхней» стремительно росла Нахичевань, которую с  крепостью связывали две дороги, - старая,  берегом реки,  и новая, ведущая к главной улице Соборной (ныне Советской).

Сохранилась интереснейшая выкопировка из листа № 18 трех­верстной карты  Военно-топографического отдела,  на которой можно сравнить планы «Ростова, крепости св. Димитрия и Нахи­чевани». Мы видим, что Нахичевань здесь примерно в пять раз больше крепости и в два с лишним, раза более Ростова. Но теснейшие связи  их как единого хозяйственного и торгового организма уже налицо. К этому времени относится и подъем духовного, культурного развития нового края.

В конце XVIII столетия в крепости св. Димитрия существует уже пять церквей. И как справедливо отмечал А. Ильин, «нельзя допус­тить мысли, чтобы устройство этих церквей было вызвано без осо­бенной нужды, ибо здесь селился народ простой, не денежный, для которого каждая копейка была дорога».

Армяне принесли на Дон не только ремесленные и торговые навыки, но и древнюю культуру. Так, в 1791 году в монастыре Сурб-Хач была создана первая на Дону типография (в ней тогда была напечатана книга Степаноса Орбелиана «Вопли и вздохи». Всего же в типографии было напечатано 20 различных книг). Шрифты для типографии получили из Амстердама, а саму типографию Григория Халдаряна перевели из Петербурга. Так было начато типографское дело на Дону (см. исторические очерки «Ростов-на-Дону», 1979 г.).

Строительство Нахичевани шло по единому плану. Но, как отмечает известный исследователь архитектуры О. Халлахчьян, «кто является автором генерального плана города, документально не установлено. Можно предполагать, что им был исполнитель задания  Екатерины II и Г.А. Потемкина, известный русский зодчий И.Е. Ста ров (1744-1808 гг.), по проектам которого на юге России были распланированы Николаев и Екатеринослав (Днепропетровск), в одноименную губернию которого входила в то время и Нахичевань.  Некоторые краеведы, в частности И.С. Чардаров, предполагают участие в планировке города А.И. Ригельмана, коменданта и строителя крепости Димитрия Ростовского, уделявшего много внимания благоустройству округа, в котором располагалась эта крепость». В этовремя возрастает и еще одна роль крепости св. Димитрия - «внутренняя», как орудия правительственного влияния на свободолюбивых казаков.

Когда в 1792 году решено было переселить на Кубанскую оборонительную линию шесть казачьих полков с семьями (вне всякой очереди и жребия), вспыхнуло восстание, охватившее половину донских станиц. Казаки выступили против попытки «обратить их в регуляторство», за свои старинные привилегии.

Восстание продолжалось почти два года, и все это время крепость св. Димитрия была, координирующим центром действий правительственных войск. Сохранилось немало документов того тревожного времени, среди них и обращение войскового атамана Иловайского к командиру Кубанского корпуса князю Щербатову, дислоцировавшемуся в районе крепости, с просьбой приостановить движение своих войск на Кубань, «чтобы расставить» их «по разным станицам для устрашения». Отсюда в конце концов карательная армия Щербатова двинулась к центру восстания  - станице Есауловской.

Казачье восстание было жестоко подавлено. Различным мерам наказания были подвергнуты более шести тысяч казаков. А «главный виновник восстания» есаул Иван Рубцов, приговоренный к наказанию кнутом и ссылке в Сибирь на каторгу с вырезанием ноздрей, получив 251 удар кнутом, в тот же день скончался...

Екатерина IIи ее правительство наконец пришли к необходимости проведения преобразований на Дону, был даже создан «Комитет об устройстве Войска Донского».

В 1793 году царица в знак «признательности к ревностной его (казачества. - Б.А.) службе» послала Войску жалованную грамоту и утвержденную «навечно» карту земель, «коих владениям казаки донские издревле спокойно пользовались». На этой карте земли  крепости св. Димитрия не входили в территорию Войска Донского. Они все еще были в составе Мариупольского уезда Екатеринославского наместничества.

Но вот в 1796 году Павел I упраздняет это наместничество, создает огромную Новороссийскую губернию, которая в следую­щем году была разделена на 12 уездов. В их числе образован и Ростовский уезд.

Правда, большая часть присутственных мест этого уезда пока оставалась в Таганроге - для них не было подходящих помеще­ний ни в крепости св. Димитрия Ростовского, ни в форштадтах.

Но мы уже можем говорить, что в 1797 году на Дону родил­ся уездный город, у которого все еще нет официального назва­ния и адрес его - чаще всего крепость. Кстати, в этом же году крепость св. Димитрия была понижена в разряде, ибо перестала быть пограничной. Теперь начальники ее именовались не обер-комендантами, как это было ранее, а просто комендантами.

И еще несколько интересных событий того времени.

1796 год - опубликован указ правительства, по которому дон­ские крестьяне становились крепостными тех казачьих старшин, на землях которых они жили.

1798 год - войсковые чины Войска Донского уравнены с армейскими.

1798 год - снят план местности, где расположены крепость и форштадты. Давайте его рассмотрим.

На северной стороне лежит огромная балка (Генеральная), сво­ими разветвлениями достигающая крепости. Балку пересекает дорога в Таганрог. С восточной стороны - большая пустошь между форштадтами и крепостью, строения доходят только до нынешнего Ворошиловского проспекта. С западной стороны фор­штадты примыкают к речке Темерник, через которую перекинут мост к станице Гниловской.

Таким был центр нового Ростовского уезда Новороссийской губернии. Но только родившись, он имел за плечами уже пятьдесят лет.

12 февраля 1999г., ВР.
.