rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Сие чувствование завещаю я и потомству моему...

Получив из рук царя Александра название Ростова, наш город все еще оставался небольшим: в 1809 году в нем проживало три тысячи жителей. Конечно, после перевода сюда из Таганро­га всех уездных присутственных мест выросло число чиновни­ков, постепенно увеличивалось количество торговцев. Но еще многие годы рост города шел очень медленно, по сути, до тех пор, когда стала на Дону развиваться крупная промышленность. Но до этого - еще несколько десятилетий...

09В 1811 году указами Александра I были утверждены гербы и генеральные планы городов - Ростова и Нахичевани. В указе о гербах говорилось:

«Его императорское величество, утвердив собственноручным подписанием прилагаемые у сего гербы городам Екатеринославской губернии... высочайше повелеть изволил препроводить оные в Правительствующий Сенат для надлежащего исполнения. Описание же оных гербов есть следующее: ...4) Ростовский: В голу­бом поле представлена башня, изобразующая преграду, постав­ленную от набегов соседственных хищных народов и поверхность Нашу над ними, изображенную трофеем, составленным из оружия тех народов в красном поле... 11) Нахичеванский: Щит разделен на две половины наискось. В верхней в серебряном поле видны золотые пчелы. Нижняя в зеленом поле представляет улей золотой; сие должно изображать возворение в том краю нового Армянского народа».

Генеральные планы городов зафиксировали все наиболее су­щественные сооружения на их территории.

Так, на плане Ростова показаны заселенные кварталы - узкая полоса вдоль берега Дона (от левого берега реки Темерник до нынешнего Ворошиловского проспекта); незастроенный разрыв - пустырь между городом и крепостью; гостиный ряд на городском рынке; наплавной, на барках, мост через Дон; глубокая Генераль­ная балка и деревянный мост через нее на Таганрогской улице; за балкой - кладбище. Площадь города - 246 гектаров.

Как видим, генеральный план Ростова  1811 года мало чем отличался от уже известного нам плана 1798 года. И лет минуло немного, и время бурного роста для Ростова еще не настало. Генеральный план Нахичевани, как отмечает О.Х. Халлахчьян, отличался от предшествующих более детальным показом застрой­ки жилых кварталов с местами общественных сооружений и тор­говых предприятий, например, мясных рядов. Они отмечены не только в центральной, но и в юго-западной и восточной частях города, среди жилой застройки. Центр города дополнительно помещен в более крупном масштабе в левом нижнем углу чер­тежа. В экспликации (копия вычерчена ростовским уездным зем­лемером, губернским секретарем Шарфинским) поименованы строения, надлежащие слому и переносу, - это диктовалось тре­бованиями благоустройства Нахичевани.

Казалось бы, теперь перед городами монаршей милостью от­крывались хорошие перспективы, но начавшаяся война надолго остановила мирное строительство на Дону, хотя военные дейст­вия и происходили далеко от наших мест.

К тому же 1811 году относится, как теперь сказали бы, амби­циозное заявление Наполеона: «Через пять лет я буду господи­ном мира. Остается одна Россия, но я и ее раздавлю».

Донские казаки проявили себя в войне 1812 года особенно храбро. Накануне вражеского вторжения в русских войсках на­считывалось шестьдесят донских полков. Наверное, поэтому в правительственном манифесте с призывом создавать ополчение Дон не был назван в числе 16 губерний и областей, откуда государь ждал помощи. Тем не менее донцы собрали и послали свое ополчение в армию - «так сильно было желание донских казаков разгромить врага». В сентябре 1812 года в действую­щую армию двинулись еще 26 казачьих полков в 15 тысяч чело­век. Собрать и вооружить их было непросто.

Напомним, что в центральных губерниях России ополчение вооружалось, обмундировывалось и снабжалось продовольстви­ем за счет дворянства и пожертвований купечества. А казаки, идя в ополчение, должны были экипироваться и приобрести ло­шадь на свои средства. Иным семьям приходилось лишаться всего, чтобы собрать казака в поход. Но это никого не останав­ливало. Всем миром собирал Дон своих сынов на войну.

Донские казачьи полки были объединены в летучий корпус, которым командовал атаман Донского казачьего войска генерал М.И. Платов. О подвигах донцов в Отечественной войне 1812 года сложены стихи и песни, написаны книги.

Казаки были надежным щитом, прикрывавшим отход русской армии на первом этапе войны, они покрыли себя славой в Боро­динском сражении, о них слагали легенды, когда донцы гнали врага с русской земли. О казаках, об их «вихорь-атамане» Плато­ве знала вся Европа. Известно, что во времена пребывания М.И. Платова в Англии в 1814 году Лондон; преподнес ему драго­ценную саблю, а Оксфордский университет - почетный докторс­кий диплом. Но, пожалуй, самым дорогим для донцов признанием были слова великого полководца М.И. Кутузова: «Почтение мое к Войску Донскому и благодарность к подвигам их в течение кампании 1812 года, которые были главнейшей причиной к истреблению неприятеля... Сия благодарность пребудет в сер­дце моем, дондеже угодно будет Богу призвать меня к себе. Сие чувствование завещаю я и потомству моему».

Но это чувство благодарности к победившему народу не стало движущей силой экономического развития страны. Крепостные крестьяне испытывали гнет со стороны казачьего дворянства, у рядовых казаков сокращались земельные наделы. Хотя офици­ально в среднем по Области Войска Донского на каждого казака приходилось 82 десятины, фактически во многих станицах на­делы на душу составляли от 6 до 11 десятин. У крестьян наделы были еще меньше.

Потому Дон и Приазовье стали в то время центром больших крестьянских волнений. В августе 1818 года возмутились пять слобод по реке Сал, возмущение было подавлено военной си­лой. В наведении порядка здесь участвовали и части гарнизона крепости Димитрия Ростовского.

Император Александр I направил донскому атаману Денисову рескрипт о жалобах крестьян на жестокое обращение с ними помещиков. Крестьяне восприняли этот документ как стремле­ние царя избавить их от крепостного права.

И потому, когда Александр приехал в 1818 году на Дон, к нему поступило много жалоб на помещиков. Крестьяне писали, что их незаконно закрепостили и просили освободить от крепост­ной зависимости, так как они хотят «служить только государю-императору». (См. «Историю донского края», 1971 г.)

Не желая допустить дальнейшего разорения рядового казачес­тва и упадка воинского духа у донских казаков, правительство решило провести некоторые реформы в Войске Донском. В 1819 году был организован комитет для составления нового положе­ния о Войске Донском.

Реформы были крайне нужны. От них зависело развитие все­го Подонья и Приазовья, а значит, и новых городов, в их числе - Ростова-на-Дону, как стали называть наш город в отличие от древнего Ростова, Великого.

26 февраля 1999г., ВР.
.