rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Город Ростов расстоянием от Москвы

В предыдущем выпуске уже упоминалось о роли генерал-губернатора Новороссии М.С. Воронцова в развитии города Ро­стова-на-Дону. Но основные его благотворные деяния относятся к девятому десятилетию нашей летописи.

11Как вы помните, по поручению графа чиновник П. Сафонов собрал статистические данные о всех городах Приазовья. Его записку о Ростове частично я уже цитировал. Сейчас останов­люсь на соображениях П. Сафонова о роли донских гирл. Оха­рактеризовав состояние торговли, он отметил особо значение Дона и выхода из него в Азовское море:

«Здесь-то сии произведения (грузы. - Б.А.) частью поступают на каботажные суда и развозятся в различные места, а частью грузятся на так называемые подвозные лодки, кои, пройдя Дон­ские гирлы, подвозят оные к судам, стоящим у Таганрога, и там перегружаются. Очевидно, что гирлы сии затрудняют ход торгов­ли, препятствуя судам подходить к Ростову; если бы открылась возможность прочистить оные, то как бы это усилило здешнюю торговлю, хотя, впрочем и теперь биржа ростовская представляет весьма живую картину. Здешние жители имеют для перевозки товаров каботажных судов - 20, подвозных лодок - 24».

Занимаясь организацией торговли на Черном и Азовском морях, М.С. Воронцов хорошо понимал важность решения этой проблемы и в 1834 году «выхлопотал Высочайшее разрешение на производство очистительных работ в Донских гирлах».

В этом же году он направил в Ростов еще одного своего порученца - Ю. Гагенмейстера. Собрав все нужные сведения на месте, тот представил генерал-губернатору обширный доклад о положении дел в ростовской торговле того времени.

Как свидетельствует А. Ильин, «в своем докладе он указывал на необходимость открытия в Ростове самостоятельной, независимой от таганрогской таможни. К докладу была приложена и просьба ростовских граждан к графу, также указывающая на необходимость учреждения в городе Ростове упраздненной некогда таможни».

Граф энергично поддержал это ходатайство перед правительством, что оказалось весьма своевременным и дальновидным шагом.

Дело в том, что в 1835 году указом императора Николая Iкрепость святого Димитрия Ростовского была упразднена - «как исполнившая уже свою историческую роль».

И хотя земли крепости становились теперь городской террито­рией, в остальном благосостоянию Ростова был нанесен существенный урон: город лишался части своего деятельного населения. Гарнизон был переведен в Анапу, туда перебрались и многие торговые люди, связанные с крепостью и ее начальством.    

Вот здесь и выявилась своевременность решения 20 сентября 1835 года о восстановлении таможни. Она открыла свои действия уже в 1836 году. И в первый же год возрожденной таможни в Ростовский порт прибыло судов 262, отправлено 542. Торговые обороты порта увеличивались постоянно, и все более и более разрастался город.

В областном государственном архиве сохранилось «Описание уездного города Ростова», составленное городничим Зиновьевым в 1836 году. В этом весьма объемном документе (что не позволяет привести его полностью в газетной публикации) сохранено для нас множество интересных сведений. Кстати, в заголовок этой публикации вынесены первые строки «Описания...»: «Город Ростов расстоянием от Москвы - 1059 3/4, С.-Петербурга - 1458, от губернского города Екатеринослаеа - 449 1/2 версты».

Выберу из документа несколько характерных цифр и фактов. 

«Внутри города... домов обывательских каменных - 42 и под ними лавок - 12, деревянных - 1236...»

«Бань торговых деревянных - 3, цирюлен деревянных - 2, лавок каменных - 10, деревянных - 63, рыбный ряд - 1 (в нем каменных лавок 7), мясной деревянный ряд - 1 (в нем лавок 10),... постоялых дворов - 40, магазейнов соляных - 12,  железных - 15, пивоварня - 1 (на коей выделывается в год пива 3.200 ведер на сумму 11200 руб.)...»

В «Описании...» Зиновьева по сути впервые находим сообщения о заводах, хозяева которых имеют наемных рабочих.

Воскобойный завод наследников купца Бочарова производит в год 30 пудов воску, меда и патоки 500 пудов - всего на 7.200 рублей. Здесь 16 вольнонаемных рабочих.

В городе два кожевенных завода, их хозяева - мещане Саве­лий Петренков и Дорофей Буринский. На первом выделывается 600 штук кож на сумму 4650 рублей, на втором 500 - на сумму 5 тысяч рублей. На обоих предприятиях - 10 человек «мастеровых, чернорабочих вольнонаемных».

Полным ходом работали два салотопенных завода. На заводе купеческой жены Марии Фишенковой вытапливалось 2500 пудов сала, а на заводе мещанина Василия Салюкова - 400 пудов - «на оных заводах мастеровых и чернорабочих вольнонаемных 27 человек».

Свечи выделывали тоже два завода. У купеческого сына Ивана Кушнарева изготовляли 300 пудов свечей, у мещанина Григория Русакова - 250 пудов.

«В г. Ростове на р. Доне имеется корабельная верфь и при­стани, но корабельной казенной постройки по мелкости р. Дона при устье ея не производится, а строятся одни транспорты, купеческие суда, ... лодки».

«Вблизи города имеется ветряных мельниц 19, из них 3 - об одном поставе, а 16 - о двух поставах; кирпичных заводов 2...»

Обстоятельно говорится в «Описании...» и о торговле:

«В г. Ростове ярмарок - 2. Первая - Вознесенская, продолжа­ется   10  дней,   и  съезжаются   на   оную  из  разных  российских городов и из пределов Закавказской области; торг проводится на оной разными товарами до 3269000 руб. Вторая - с сентября 8-го - рождественская, продолжается 14 дней... и торг про­изводится разными товарами до 16178 тыс. руб.».

Важнейшую роль при этом играют ростовские пристани, где суда нагружаются «хлебом, железом, смолою, лесом, шерстью, кожами, салом и разными артиллерийскими снарядами; ход свой имеют внутрь России (к пристани в города Таганрог, Севастополь, Феодосию, Николаев, Херсон, Одессу) и за границу: Кон­стантинополь, Беломорию и в разные европейские пристани...»

Так, благодаря своевременно принятым мерам Ростов-на-Дону с ликвидацией крепости святого Димитрия Ростовского быстро стал крепнуть и расти. Земли цитадели теперь входили в черту городской оседлости, по ним прокладывались прямые дороги из Ростова в Нахичевань. В связи с переименованием в 1838 году города Нахичевань Таганрогского градоначальства Нахичевань-на-Дону у его западной границы по сторонам ведущей в Ростов дороги были поставлены два невысоких симметричных памятника. В арочных нишах их пьедесталов находились литые металлические виньетки с гербом города, надписью «Граница города Нахичевани-на-Дону» и датой «1779» - годом основания города. Разобраны они были в 1933 году, когда Ростов и Нахичевань уже и формально были единым городом.

Но фактически Ростов и Нахичевань давно жили единой жизнью, которая стала крепче после упразднения крепости.

12 марта 1999г., ВР.
.