rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

...Весело смотреть на настоящее и думать о будущем

О том, что Ростову-на-Дону исполняется сто лет, тогда никто и не думал: даты такой в общественном сознании горожан не было. В самом деле - возрожденная таможня только разворачи­вала свою работу, крепость св. Димитрия Ростовского прекратила действовать, ее форштадты почувствовали себя городом всего тридцать с небольшим лет назад. Это мы теперь, выстраивая летописный свод Ростова, понимаем: то был его первый юбилей.

12  Каким же был Ростов-на-Дону 150 лет назад?

Сохранился ряд весьма-интересных свидетельств того време­ни. Многие из них обнаружены в забытых, малодоступных изда­ниях и вошли снова в краеведческий обиход нашего времени благодаря «Энциклопедии старого Ростова и Нахичевани-на-Дону» Владимира Сидорова.

В начале описываемого десятилетия - в 1840 году Ростов по­сетили путешественники из Франции супруги Омер и Адель Гелль де Ксавье. Издание их записок «благодаря интересу, легкому блестящему слогу, изящной внешности и невысокой цене, тотчас же разошлось во Франции».

К сожалению, я вынужден ограничиться одной, хотя и боль­шой цитатой из этого интересного сочинения:

«На следующий день к полудню мы прибыли в Ростов, краси­вый небольшой городок на берегу Дона. Физиономия его резко отличается от внешности других русских городов. Здесь нет уже прямых монотонных и холодных улиц, преследующих туриста из одной страны в другую; здесь неровность почвы и необходи­мость селиться вблизи пристани заставляют строиться без вся­кого порядка и плана, поэтому вид городка получается стран­ный и живописный. Смешанное население, состоящее из рус­ских, греков и казаков, совершенно - не походит на холодных, рассчитывающих свои действия, дисциплинированных совсем на военный образец русских. Влияние долгое время бывшего сво­бодным населения отразилось даже на канцелярских чиновни­ках. Вы не встретите здесь того высокомерия и самодовольст­ва, которые отличают в России эту мелкую аристократию. Та­ким образом - в Ростове общество более приятно, чем в большинстве губернских городов...

Еще один предмет, удивляющий путешественника в этом маленькомгороде, столь удаленном от цивилизованного мира: гос­тиницы имеют здесь прекрасные рестораны, удобные комнаты, в каждой из них благоустроенная постель - невероятное внутри России дело! - и множество других предметов, которых с тру­дом можно лишь найти в Одессе...»

Таким увидели наш город иностранцы. А вот свидетельство графа М.С, Воронцова, о его связях с Ростовом я писал в пре­дыдущих выпусках. Но увидел наш город граф, ставший вскоре князем, только в 1845 году, будучи уже главнокомандующим вой­сками на Кавказе и кавказским наместником. (Правда, за ним до поры до времени сохранялось и «главное заведование Ново­российским краем».) М.С. Воронцов писал одесскому градона­чальнику А.И. Левшину:

«В Ростове я прежде не бывал; но вижу здесь начала огром­ной торговой деятельности и место чрезвычайно интересное для наблюдения.

Здесь так много по реке судов, так кипит народ, что весело смотреть на настоящее и думать о будущем...

Г-н Садомцев, у которого я здесь остановился, сказывал мне, что Хопер и Медведица начинают деятельно служить Ростову и что многие предметы, особенно льняное семя, идут сюда из таких мест, которые прежде посылали их в Петербург...»

Город богател и расширялся.

Как сообщает A.M. Ильин в «Истории города Ростова-на-Дону», в 1844 году здесь появились первые мостовые: были вымощены два спуска к Дону. В 1845 году Ростов экспортом своим превос­ходит Таганрог. В том же году был «высочайше утвержден» но­вый городской план, уже включивший в черту города земли кре­пости св. Димитрия и поселок при Богатом Колодезе. Городу было прибавлено 246 десятин земли, он вырос более чем вдвое по сравнению с известным планом 1811 года.

К этому времени на городской земле за Темерником само­вольно выросло новое поселение, сразу получившее выразитель­ное название - «Бессовестная слободка». О ней есть упомина­ние в известном романе Г. Данилевского «Беглые в Новороссии»: «...Домики и хатки слободки, точно куча камешков, ки­нутых из горсти, как попало торчали по обрывам, сползая к реке или взбираясь на маковку взгорья. Эта слободка сели­лась сама собою за городом, когда еще мало обращали внимания на то, кто сюда приходил и селился...»

Так появилось на окраине Ростова Темерницкое поселение.

Описываемое десятилетие, как видим, оставило свой заметный след в литературе о Ростове, сохранились интересные свидетель­ства и документы. К этому времени относятся и события, связан­ные с искажением герба Ростова-на-Дону известным историогра­фом Новороссийского края А.А. Скальковским. Давая в 1847 году в своей брошюре «Ростов-на-Дону» верное текстовое описание этого герба, он исказил его графическое изображение. Кстати, это искажение потом «усовершенствовал» городской голова A.M. Байков - именно эти изображения были широко известны с 1847 по 1912 год, когда, наконец, был восстановлен правильный герб - «высочайше утвержденный для Ростова-на-Дону». (Спор о гербе, к которому мы еще вернемся, интересно и доказательно проанализировал В. Сидоров в своей «Энциклопедии...».)

А мы пока перечитаем сочинение А.Л. Скальковского, где много интересных фактов, посвященных Ростову в канун его столетия.

Сначала две картинки:

«Вид города с левой стороны Дона, от Батайской дороги, весьма живописен: у подошвы его широкая река, покрытая сот­нями судов; по четырем спускам тянутся к ней обыкновенно бесконечные обозы и бесчисленные стада скота; на возвышении башни церквей и сотни две каменных домов и магазинов (осо­бенно прибрежных) придают ему значительность гораздо боль­шую, нежели какую он имеет на самом деле.

Напротив того, когда подъезжаешь к Ростову с таганрогской дороги (или от Нахичевани), он кажется осьмью или десятью деревнями, слитыми вместе, среди которых церкви и десятка два двухэтажных зданий имеют вид островков на безмерной скатерти низких деревянных домиков, изб и землянок. Улицы все правильны и в хорошую погоду кажутся опрятными и весе­лыми; зато, когда пойдут дожди и грязь поглотит все простран­ство, город мертвеет на многие недели...»

Но если благоустройством Ростов не мог похвастаться, то раз­витие торговли уже выдвигало его на первое место среди юж­ных городов России. И тот же Скальковский имел право писать:

«Город Ростов, быть может, скоро для юго-восточной России будет тем, чем Одесса для юго-западной. Если благие намере­ния князя Воронцова будут приведены в действие и Донские гирла будут очищены землечерпальными постоянными машина­ми, если созданное им Азовское каботажное судоходство и судостроение будет упрочено и поощряемо, то Ростов будет главною точкою сбыта не только Донской земли и части Новой России, но и всей восточной полосы империи...»

В этом своем предвидении новороссийский историограф ока­зался прав.

19 марта 1999г., ВР.
.