Ростов - город
Ростов - Дон !
Город рос, управлять им становилось все труднее. Мы уже убедились в этом на примере деятельности A.M. Байкова: многие его устремления, необходимые для города, наталкивались на нежелание многих состоятельных людей - подлинных хозяев жизни - что-то менять в привычном образе существования. Со времени преобразования Ростова в уездный город судебно-административная власть в нем принадлежала выборному магистрату, а заботы о городском благоустройстве и хозяйственные дела - шестигласной думе. С годами компетенция магистрата расширяется, его решения превращают думу в некий совещательный орган. И потому лучшие люди города нередко уклонялись от почетного избрания на общественные должности. Работа городского головы и прочих выборных лиц не оплачивалась. Казалось бы, A.M. Байкову удалось сломать этот негативный стереотип. Но его «первое пришествие» завершилось отлучением от дел. И, думается, не только козни врагов были тому причиной. Он просто обогнал свое время! Новое городовое положение в Ростове было введено в 1871 году. В соответствии с ним было избрано 72 гласных. «Первое собрание гласных, - читаем в очерках И.А. Кузнецова «Прошлое Ростова» (1897 г.), - прежде всего постановило принести через посредство губернатора Государю Императору всеподданнейшую благодарность за дарование г. Ростову права самоуправления. Затем определен был состав членов управы. Собрание, после довольно оживленных прений, высказалось за состав из семи членов, из коих три - на жалованьи, а остальные бесплатно. Жалованье членам управы определено в 2 тысячи рублей каждому, а городскому голове - в 6 тысяч рублей в год. В заключение произведены были выборы городского головы, причем большинством голосов избранным оказался Петр Романович Максимов. 1 ноября в торжественном собрании принесли присягу городской голова и члены управы, и в тот же день открылись действия этой последней». В описываемое десятилетие городскими головами избирались, кроме уже упоминавшегося П.Р. Максимова (1871-1873), - А.М. Баташев (1873-1874), А.К Кривошеин (1874-1878), Н.И. Кузьмин 1878-1879, 1879-1884). Теперь ко всему, чтобы не происходило в городе, дума и особенно городской голова имели непосредственное отношение. И нередко их мнение было решающим. В описываемые годы в городе начал работать пивомедоваренный завод «Южная Бавария» (1874), открылись женская гимназия (1873) и мужская 4-классная классическая прогимназия (1876), городская больница (1878), был подписан контракт на строительство центральной бойни (1873). В 1876 году подводил итоги первого десятилетия своей деятельности Гирловый комитет, первым председателем которого был также A.M. Байков. Из сохранившегося отчета видно, что комитет проделал большую работу по улучшению условий навигации в низовьях Дона: здесь расчистка русла и буксировка судов из гирл в море, установка «предостерегательных знаков», маяка и створных знаков, а также проведение ежедневных гидрографических и метеорологических наблюдений и т.д. В 1875 году появилась у комитета и новая забота: «облегчение прохода судов через железнодорожный мост», для чего поставлены «у этого моста баржа с командой и паровой катер, без помощи которых местное судоходство и торговля были бы, особенно весною, в безвыходном положении...» Строительство железной дороги, вокзалов и мастерских, конечно, преобразило город и жизнь горожан.
Еще раньше, в 1868 году, с завершением строительства Грушевско-Ростовской железнодорожной ветки, начали принимать пассажиров и грузы станции «Нахичевань» и «Ростов» на берегу Дона. В 1869 году к станции «Ростов» дотянулась от Таганрога Курско-Харьковско-Азовская линия. В 1875 году завершено строительство станции «Ростов-Владикавказский», открылось «правильное движение» по линии Ростов - Владикавказ. В 1876 году Козловско-Воронежско-Ростовская дорога охватила город с севера. Вокзалы «Ростов» и «Нахичевань» на берегу были закрыты. Заработала новая станция «Нахичевань» (ныне «Ростов-Товарный»). По договору между тремя железными дорогами с 15 января 1876 года вокзал «Ростов-Владикавказский» стал общим для них всех. (См. В. Сидоров. «Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону».) В 1873 году началось строительство главных железнодорожных мастерских, ставших центром формирования рабочего класса города. Но развитие железной дороги было затем задержано на двенадцать лет, главным образом из-за финансовой напряженности в связи с новой русско-турецкой войной. И хотя основные ее действия происходили на Балканах, где русские пришли на помощь Болгарии, восставшей против пятивекового турецкого ига, участие казаков, а также добровольцев с Дона в этой войне стало яркой страницей нашей истории. В 1877-1878 годах с Дона в общей сложности было мобилизовано 53 полка и 24 батареи, причем больше половины из них приняли участие в боевых действиях на Балканском театре. А на Дону в это время широко, развернулся сбор средств в фонд помощи семьям болгар, черногорцев и сербов, погибших и раненных в боях с турками. Донцы особенно отличились при защите Шипкинского перевала, при освобождении города Плевны (Плевен). Памятники, воздвигнутые благодарными болгарами в честь событий тех лет, напоминают и ныне о дружбе наших народов, скрепленной кровью. И еще одно событие произошло в Ростове в середине 70-х годов прошлого столетия: возникла первая рабочая организация. Это было ростовское общество «Южнорусского союза рабочих». Возникшее в 1875 году, оно просуществовало менее года и было разгромлено полицией. В его уставе подчеркивалось, что социальный переворот в России «может произойти только при полном сознании всеми рабочими своего безвыходного положения». Но грамотных и квалифицированных рабочих в Ростове еще было мало. Потому-то и закончилось описываемое десятилетие стихийным бунтом, который описал С. Швецов в своей известной книге «В старом Ростове»: «В 1879 году городские улицы захлестнул стихийный бунт портовых грузчиков. Услышав об аресте и избиении городовыми своего товарища рабочего, береговые бросились громить полицейские участки. Их разбивали, крушили, ломали. Летели на улицы стекла и оконные рамы, двери и притолоки. Все вокруг, будто белым снегом, было устлано обрывками полицейских бумаг, донесений, протоколов... Попрятались городовые, сбежал в соседнюю Нахичевань и укрылся там полицмейстер. Весь день 2 апреля город был без властей, без полиции. И только присланные донским наказным атаманом из Новочеркасска войска привели все к обычной норме». Это была своеобразная проба сил рождающегося рабочего класса Ростова. 16 апреля 1999г., ВР.
|