rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

И повела Ростов в просторный мир железная дорога...

Город рос, управлять им становилось все труднее. Мы уже убедились в этом на примере деятельности A.M. Байкова: мно­гие его устремления, необходимые для города, наталкивались на нежелание многих состоятельных людей - подлинных хозяев жизни - что-то менять в привычном образе существования.

13Со времени преобразования Ростова в уездный город судебно-административная власть в нем принадлежала выборному магис­трату, а заботы о городском благоустройстве и хозяйственные дела - шестигласной думе. С годами компетенция магистрата расширяется, его решения превращают думу в некий совеща­тельный орган. И потому лучшие люди города нередко уклонялись от почетного избрания на общественные должности. Работа го­родского головы и прочих выборных лиц не оплачивалась.

Казалось бы, A.M. Байкову удалось сломать этот негативный стереотип. Но его «первое пришествие» завершилось отлучени­ем от дел. И, думается, не только козни врагов были тому при­чиной. Он просто обогнал свое время!

Новое городовое положение в Ростове было введено в 1871 году. В соответствии с ним было избрано 72 гласных.

«Первое собрание гласных, - читаем в очерках И.А. Кузнецова «Прош­лое Ростова» (1897 г.), - прежде всего постановило принести через посредство губернатора Государю Императору всеподданнейшую бла­годарность за дарование г. Ростову права самоуправления. Затем оп­ределен был состав членов управы. Собрание, после довольно ожив­ленных прений, высказалось за состав из семи членов, из коих три - на жалованьи, а остальные бесплатно. Жалованье членам управы опре­делено в 2 тысячи рублей каждому, а городскому голове - в 6 тысяч рублей в год. В заключение произведены были выборы городского головы, причем большинством голосов избранным оказался Петр Рома­нович Максимов. 1 ноября в торжественном собрании принесли присягу городской голова и члены управы, и в тот же день открылись действия этой последней».

   В описываемое десятилетие городскими головами избирались, кроме уже упоминавшегося П.Р. Максимова (1871-1873), - А.М. Баташев (1873-1874), А.К Кривошеин (1874-1878), Н.И. Кузьмин 1878-1879, 1879-1884). Теперь ко всему, чтобы не происходило в городе, дума и особенно городской голова имели непосред­ственное отношение. И нередко их мнение было решающим.

В описываемые годы в городе начал работать пивомедоваренный завод «Южная Бавария» (1874), открылись женская гимназия (1873) и мужская 4-классная классическая прогимназия (1876), городская больница (1878), был подписан контракт на строительство центральной бойни (1873).

В 1876 году подводил итоги первого десятилетия своей дея­тельности Гирловый комитет, первым председателем которого был также A.M. Байков. Из сохранившегося отчета видно, что комитет проделал большую работу по улучшению условий навигации в низовьях Дона: здесь расчистка русла и буксировка су­дов из гирл в море, установка «предостерегательных знаков», маяка и створных знаков, а также проведение ежедневных гид­рографических и метеорологических наблюдений и т.д. В 1875 году появилась у комитета и новая забота: «облегчение прохода судов  через  железнодорожный  мост»,  для  чего  поставлены «у этого моста баржа с командой и паровой катер, без помощи которых местное судоходство и торговля были бы, особенно вес­ною, в безвыходном положении...»

Строительство железной дороги, вокзалов и мастерских, ко­нечно, преобразило город и жизнь горожан.

  1. была высочайше утверждена концессия, выданная инженеру барону Штейнгелю «на сооружение и экс­плуатацию железной дороги от Ростова-на-Дону до Владикавказа и шоссе от станции Минеральные Воды на Железноводск, Пятигорск и Кисловодск». Возникло «Общество Ростов-Владикавказс­кой железной дороги».

Еще раньше, в 1868 году, с завершением строительства Грушевско-Ростовской железнодорожной ветки, начали принимать пас­сажиров и грузы станции «Нахичевань» и «Ростов» на берегу Дона.

В 1869 году к станции «Ростов» дотянулась от Таганрога Курско-Харьковско-Азовская линия.

В 1875 году завершено строительство станции «Ростов-Вла­дикавказский», открылось «правильное движение» по линии Ростов - Владикавказ.

В 1876 году Козловско-Воронежско-Ростовская дорога охвати­ла город с севера. Вокзалы «Ростов» и «Нахичевань» на берегу были закрыты. Заработала новая станция «Нахичевань»  (ныне «Ростов-Товарный»). По договору между тремя железными доро­гами с 15 января 1876 года вокзал «Ростов-Владикавказский» стал общим для них всех. (См. В. Сидоров. «Энциклопедия ста­рого Ростова и Нахичевани-на-Дону».)

В 1873 году началось строительство главных железнодорож­ных мастерских, ставших центром формирования рабочего класса города.

Но развитие железной дороги было затем задержано на две­надцать лет, главным образом из-за финансовой напряженности в связи с новой русско-турецкой войной.

И хотя основные ее действия происходили на Балканах, где русские пришли на помощь Болгарии, восставшей против пятивекового турецкого ига, участие казаков, а также добровольцев с Дона в этой войне стало яркой страницей нашей истории.

В 1877-1878 годах с Дона в общей сложности было мобилизовано 53 полка и 24 батареи, причем больше половины из них приняли участие в боевых действиях на Балканском театре. А на Дону в это время широко, развернулся сбор средств в фонд  помощи семьям болгар, черногорцев и сербов, погибших и ра­ненных в боях с турками. Донцы особенно отличились при за­щите Шипкинского перевала, при освобождении города Плевны (Плевен). Памятники, воздвигнутые благодарными болгарами в честь событий тех лет, напоминают и ныне о дружбе наших народов, скрепленной кровью.

И еще одно событие произошло в Ростове в середине 70-х годов прошлого столетия: возникла первая рабочая организация. Это было ростовское общество «Южнорусского союза рабочих». Возникшее в 1875 году, оно просуществовало менее года и было  разгромлено полицией. В его уставе подчеркивалось, что соци­альный переворот в России «может произойти только при полном сознании всеми рабочими своего безвыходного положения». Но грамотных и квалифицированных рабочих в Ростове еще было мало. Потому-то и закончилось описываемое десятилетие стихийным бунтом, который описал С. Швецов в своей известной книге «В старом Ростове»:

«В 1879 году городские улицы захлестнул стихийный бунт портовых грузчиков. Услышав об аресте и избиении городовыми своего товарища рабочего, береговые бросились громить полицейские участки. Их раз­бивали, крушили, ломали. Летели на улицы стекла и оконные рамы, двери и притолоки. Все вокруг, будто белым снегом, было устлано обрывками полицейских бумаг, донесений, протоколов... Попрятались городовые, сбежал в соседнюю Нахичевань и укрылся там полицмей­стер. Весь день 2 апреля город был без властей, без полиции. И только присланные донским  наказным  атаманом  из  Новочеркасска  войска привели все к обычной норме».

Это была своеобразная проба сил рождающегося рабочего класса Ростова.

16 апреля 1999г., ВР.
.