В конце 1919 года на фронтах установилось относительное равновесие: наступающие советские войска не смогли с ходу форсировать Дон и Маныч, а удвоившаяся в короткий срок Донская армия давала красным надлежащий отпор. В Москве понимали: в случае поражения советских войск под Ростовом в их тылу до самой столицы господствовали бы разруха, паралич транспорта и т.п. Все это привело бы к гибели армии в условиях весенней распутицы. Нужны были срочные меры (см. «Донские казаки в прошлом и настоящем», 1998 г). Затянувшееся равновесие сил было нарушено с назначением большевиками на данном направлении нового командующего - М.Н. Тухачевского. Лучшую конницу красных - Первую Конную армию С.М. Буденного - он бросил встык между донскими и кубанскими частями. Развивая наступление, Буденный начал бить донцов и кубанцев порознь, на Ростов шли 4-я и 6-я кавалерийские дивизии.
...В ночь с 8 на 9 января 1920 года в городе праздновали второй день Рождества - под звон бокалов провозглашали тосты за разгром Красной Армии. Накануне генерал Кутепов издал приказ, в котором говорилось: «Мы столицу (Ростов. - Б.А.) не отдадим. Все население, способное носить оружие, считается мобилизованным. Наступление предлагаю отбить...» Приказ явно запоздал, но празднующие господа офицеры об этом еще не знали.
Под селом Генеральский Мост белые сосредоточили до 15 тысяч пехотинцев, много конницы, 400 пулеметов, 100 орудий и 21 танк. Местность была изрыта окопами, обнесена колючей проволокой.
Но и эти силы не сдержали натиска красной конницы. Ночью она вошла в Нахичевань, а затем и в Ростов, занимая улицу за улицей. Только к утру белым удалось собрать незначительную часть войск и организовать контрнаступление. Но их отчаянные попытки вернуть Ростов успеха не имели.
Правда, полтора месяца спустя белым удалось неожиданным маневром ворваться в город. Но продержаться здесь более трех дней они не смогли…
В Ростове господствовал полный хаос. Железнодорожный узел был забит эшелонами, подорванными бронепоездами и паровозами. Станционные сооружения взорваны. Мародеры и уголовники, выпущенные из тюрем, терроризировали и грабили население, громили склады, вскрывали железнодорожные вагоны.
10 января в должность коменданта и начальника гарнизона Ростова вступил А.Я. Пархоменко - известный красный командир. Утром следующего дня в здании комендатуры состоялось совещание с участием партийных и рабочих организаций города. Были намечены чрезвычайные мероприятия по наведению порядка в городе, разработан план снабжения армии и населения продовольствием, приняты меры к обеспечению огромного города водой, промышленности - топливом и сырьем.
Созданный в первые же дни после освобождения Ростова Донской совет народного хозяйства взял на учет все имеющиеся в городе фабрики и заводы. Многие из них были разрушены или не работали из-за отсутствия сырья и топлива. При активном участии рабочих проводилась национализация крупной промышленности, транспорта и банков. В числе первых были национализированы завод земледельческих орудий «Аксай», а также бывшие заводы Нитнера, Лели, Пастухова и другие, (см «Ростов-на-Дону. Исторические очерки», 1979 г.).
В тяжелом состоянии находилось городское хозяйство. Водопровод, канализация требовали больших восстановительных работ. Дворы и улицы утопали в грязи. После отступления белых в городе осталось 15 тысяч больных и раненых без медикаментов, продовольствия и белья.
В конце февраля вновь образуется Донская чрезвычайная комиссия, ее возглавляет В.И. Савинов, бывший путиловец, занимавший до этого должность секретаря и члена коллегии ВЧК в Москве. Под его руководством был раскрыт ряд подпольных контрреволюционных организаций и ликвидировано несколько уголовных банд. Следует отметить, что ДонЧК тогда редко прибегала к расстрелам своих политических противников и часто проявляла к ним гуманность, отпуская под «честное слово» тех, кто отказывался от борьбы с советской властью.
Чекисты Дона спасли тысячи голодающих детей, обеспечив их приютом, питанием, одеждой. Только на территории области они шефствовали более чем над 30 детскими домами (см. «На страже Отечества», 1998 г).
10 апреля состоялось первое заседание вновь избранного Ростово-Нахичеванского совета рабочих и красноармейских депутатов. К собравшимся обратился с речью командующий Кавказским фронтом М.Н. Тухачевский; он говорил о том, что теперь можно вступить «на путь войны с разрухой, которая еще тяжелей войны на полях сражений».
Положение в городе оставалось сложным. Не случайно «железный нарком» Ф.Э. Дзержинский, побывавший в городе в мае 1920 года, говорил в своем выступлении перед чекистами:
- Ростов можно сравнить с редиской: снаружи красная, а внутри - белая. Ростов взят красными воинами, но внутри его сильна контрреволюция. Город начинен шпионами, диверсантами, прочей разной нечистью. Нам, чекистам, предстоит в короткий срок выкорчевать всю эту заразу и сделать Ростов действительно советским городом (см. «На страже Отечества», 1998 г.).
Классовая борьба продолжалась. И прежде всего на экономическом фронте.
Донсовнархоз осуществлял контроль за работой частных предприятий. Для этого вводилось наблюдение за использованием оборудования, своевременной уплатой налоговых платежей, техническими улучшениями.
Профсоюзные организации ограничивали произвол нэпманов, требовали выполнения трудового законодательства, добивались заключения коллективных договоров работающих с владельцами частных предприятий. Так, к маю 1922 года в городе было заключено 37 трудовых договоров, охватывающих 2256 рабочих (см. «Ростов-на-Дону», 1979 г.)
Наступление на частную промышленность усилилось к концу описываемого десятилетия.
С помощью налогов государство изымало почти весь доход капиталистических элементов города. Заниматься частным предпринимательством стало невыгодно. В результате доля частного капитала в валовой продукции промышленности резко сократилась.
Вскоре после установления в Ростове советской власти была проведена и экспроприация буржуазии - у частных владельцев были изъяты наиболее крупные дома, хорошо сохранившиеся здания. Рабочие семьи переселялись в благоустроенные квартиры, в дома буржуазии. Но это только начало. Нужно было срочно строить - и строить много.
Нужны новые заводы и фабрики, нужно много жилья...
18 июня 1999г. ВР.
|