Политика «военного коммунизма», проводившаяся в годы гражданской войны, изжила себя и не отвечала задачам строительства новой экономики. Исходя из этого, X съезд РКП(б) принял решение о переходе к новой экономической политике (НЭПу). Теперь создавались условия для восстановления и развития промышленности. Появилась возможность не только укрепить национализированную промышленность, снабдив ее сырьем, топливом, техническими материалами, но и сдать некоторые предприятия в аренду кооперативам или частным лицам, содействовать развитию кустарной и мелкой промышленности, максимально используя их для нужд государства.
Медленно, с огромным трудом оживали ростовские заводы и фабрики. И все же к сентябрю 1921 года в городе работали уже 13 предприятий текстильной промышленности, 11 кожевенных заводов, пивоваренный и маслобойный заводы. Но и они оставались полукустарными.
Неурожай и топливный кризис тормозили и без того нелегкий процесс восстановления экономики. Резко снизилась покупательная способность крестьян, сократился сбыт промышленной продукции. Донсовнархоз временно закрыл убыточные металлообрабатывающие и химические заводы.
В октябре 1921 года в Ростове проходила неделя помощи голодающим. Рабочие Донской государственной фабрики, табачной фабрики, собравшиеся во дворе на общее собрание, после горячих споров решили отчислить в пользу голодающих Поволжья свой однодневный заработок. Не отстали от табачников и рабочие Владикавказских железнодорожных мастерских, завода «Аксай» и других. Борьба с голодом, с разрухой волновала всех.
Именно об этом времени писал Владимир Маяковский:
От боя к труду -
от труда до атак, -
В голоде,
в холоде
и наготе
держали
взятое
да так,
что кровь
выступала из-под ногтей...
Кровь выступала не только «из-под ногтей». На середину описываемого десятилетия, к 1925 году, относится пик репрессий на Дону: только расстреляно было 130 человек (см. «На страже Отечества», 1998 г.). После смерти В.И. Ленина стал пересматриваться его курс на социализм как «строй цивилизованных кооператоров». Кооперирование как в городе, так и особенно на селе, все больше стало осуществляться административно, принудительно, что вызывало естественное сопротивление и крестьянства, и рабочих. Потому после «года великого перелома», как был назван 1929 год, статистика репрессий снова резко пошла вверх...
Но пройдя первый пик репрессий, в Ростове на несколько лет установилась атмосфера созидательной жизни, когда каждый год нес новое, зачастую ранее невиданное.
В 1925 году начала передачи первая широковещательная радиостанция, открылись регулярные пассажирские рейсы в только что основанном Ростовском аэропорту.
В мае 1926 года вступила в строй Ростовская обувная фабрика имени А.И. Микояна. В первый же год она выпустила 694 тысячи пар обуви. Шло переоборудование Донской государственной табачной фабрики имени Розы Люксембург. Марка ДГТФ на многие годы стала эталоном высокого качества табачных изделий.
19 июня 1926 года выдал первую продукцию завод цинковых белил.
«В Ростове открыт единственный на Северном Кавказе завод цинковых белил. Суточная производительность завода несколько тысяч», - крупным шрифтом сообщала газета «Советский Юг», вышедшая утром следующего дня. Теперь наша промышленность почти полностью стала удовлетворять свои потребности в цинковых белилах. Ростовские химики давали 50 процентов всех цинковых белил, производимых в то время в СССР.
Пуск завода прошел в торжественной обстановке. Митинг состоялся во дворе предприятия. Скамеек не было, но это не беда. Многие рабочие расположились на бочонках, предназначенных для новой продукции. Было все так, как проходило тогда на пусковых митингах. Может, особой черточкой этого митинга было выступление французского конструктора Жардона, помогавшего строить завод. Он сказал в своем выступлении:
- Год тому назад, когда я приехал, здесь был пустырь. Я жаждал построить новый завод там, где рабочий класс полон энтузиазма. Я рад работать вместе с русскими рабочими. За границей - промышленный голод, у вас - промышленность растет с каждым днем... Я, французский рабочий, всегда с вами!
Летом 1926 года начались изыскательские работы для строительства гигантского завода, получившего впоследствии название «Ростсельмаш»...
Теперь не проходило года, чтобы в летопись Ростова не вписывались строки об открытии новых учреждений и предприятий, о вступлении в строй заводов и фабрик.
Вот только краткий перечень дат и фактов.
1927год - пущены хлебозавод № 1 и завод эмалированной посуды (ныне «Рубин»); основаны Ростовская студия кинохроники, зоопарк и ботанический сад; построен Лендворец – первое крупное общественное здание в послереволюционный период.
1928год - постановлением административной комиссии при президиуме ВЦИК СССР Ростов и Нахичевань объединены в один город - Ростов-на-Дону: построен первый в городе стадион «Динамо»; пущен первый в Ростове Ленгородский путепровод; Ростово-Нахичеванский горсовет издал постановление о введении в городе всеобщего обязательного начального образования.
1929год - вступила в эксплуатацию первая в Советском Союзе Ростовская-на-Дону автоматическая телефонная станция (на 5 тысяч абонентов); основан институт инженеров железнодорожного транспорта (ныне университет путей сообщения); первую продукцию выдал завод «Ростсельмаш»...
(При составлении этой хроники использована таблица «Ростов-на-Дону: история в фактах», подготовленная ростовским журналистом Г. Беленьким.)
В этом году в экономическую и общественную жизнь страны вошел новый термин - «пятилетний план», «пятилетка». Утвержденный на V Всесоюзном съезде Советов, он открывал перспективы индустриального развития и нашего города.
В краевом пятилетнем плане (Ростов был в то время центром Северо-Кавказского края) ставилась задача завершить строительство «Ростсельмаша», реконструировать ряд предприятий, таких, как «Красный Аксай», намечалось построить в Ростове химический завод и крупную швейную фабрику, всего на промышленное строительство в городе планировалось выделить 55 миллионов рублей (см. «История индустриализации Северного Кавказа, 1926 - 1932 гг.»).
25 июня 1999г., ВР.
|