Тридцатые годы в истории нашего города, как и всей страны, характерны причудливым сочетанием непреходящих достижений и глубокого трагизма. Огромные стройки, навсегда оставшиеся памятниками эпохи социализма, энтузиазм людей, веривших в светлое будущее, готовых всем поступиться во имя его торжества, - и здесь же истребление не только зажиточных крестьян, оппозиционно настроенных казаков, бывших дворян, других «носителей прошлого», но и верных приверженцев нового строя, казалось бы, его опоры. Так было - и от этого никуда не деться. Попытки написать историю только розовой или только черной краской безнадежны, если мы хотим быть честными перед собой, перед прошлым, настоящим и будущим.
Крестьянские хода (а попросту говоря, телеги) были первой продукцией Сельмашстроя, выпущенной, как уже говорилось, в 1929 году. А весна следующего года стала временем появления сельмашевских тракторных сеялок. Двадцать пять штук их обещали строители XVI съезду партии. Новое дело, трудное. А помехи, заторы, сопутствующие всегда новому, на этот раз приняли угрожающие размеры.
Директор завода Н.П. Глебов-Авилов, его ближайшие помощники, инженеры, руководители партийных, комсомольских, профсоюзных организаций искали выход. Найден он был на одном из производственных совещаний в цехе сеялок. Старый производственник Хребтов произнес тогда корявую, но мудрую речь, которая, по сути, и легла затем в основу перестройки всей хозяйственной деятельности Сельмашстроя. Это были «сквозные бригады» - местная новинка социалистического соревнования, помогавшая своевременно и эффективно просчитывать каждый шаг вперед, обеспечивать его всем необходимым.
И вскоре делегаты партсъезда с большим интересом знакомились с новой продукцией Сельмашстроя. Тракторная сеялка описывала круги по Красной площади, и москвичи горячо аплодировали крупному достижению отечественной индустрии.
20 июня 1930 года начальник Сельмашстроя Н.П. Глебов-Авилов издал приказ, в котором были и такие характерные строки:
«По воле рабочего класса, ведущей его к победам ленинской Коммунистической партии советскими рабочими, инженерно-техническим персоналом, по проектам советских технических сил, из материалов советского производства, без иностранной технической помощи и без ввоза иностранных конструкций и прочих материалов - сооружены цехи-дворцы по последнему слову техники, полные света и воздуха...»
ЦИК СССР наградил коллектив Сельмашстроя орденом Трудового Красного Знамени, заводу было присвоено имя И.В. Сталина, как это становилось принятым в то время, когда имена вождей не только мертвых, но и живых, давались городам, предприятиям, колхозам и совхозам, учебным заведениям и улицам.
В июле 1930 года ростсельмашевцы выполнили и еще одно важнейшее задание - к началу уборки селянам было выдано 1700 комбайнов.
Ростсельмаш в одном ряду с Днепрогэсом, Сталинградским и Харьковским тракторными заводами, с первыми крупными предприятиями строительной техники закладывал основы социалистических преобразований не только в городе, но и на селе.
Как известно, преобразование жизни на селе проходило в сложных условиях. Раскулачивание и насильственная коллективизация привели к многочисленным человеческим жертвам и огромному ущербу в сельском хозяйстве. Не случайно в 1930-м, 1931-м и 1933 годах были расстреляны сотни «врагов народа». И только 1937 - 1938 годы «переплюнули» их по кровавым процессам (см. «На страже Отечества», стр. 11).
Тем не менее создание крупных совхозов и машинно-тракторных станций дали возможность преодолеть голод, от которого в 1932 - 1933 годах погибли на Дону (в этом благодатном крае!) тысячи людей...
Ростсельмаш и ростсельмашевцы стали символом новой промышленности, как символом нового искусства стал Ростовский драматический театр имени М. Горького.
...Совсем недавно здесь был пустырь, «межа», разделявшая два донских города - Ростов и Нахичевань. 25 ноября 1935 года бывший пустырь стал самым оживленным и многолюдным местом. Сюда со всех концов Ростова живыми ручейками стекались люди. Среди собравшихся особым почетом пользовались строители. Они с гордостью рапортовали городу о завершении строительства величественного здания уникальной архитектуры - гигантский трактор встал на просторной площади. Мысли академика В.А. Щуко и профессора В.Г. Гельфрейха их руками были воплощены в металл, бетон, стекло. Конечно, они и предполагать тогда не могли, что вскоре изображение театра станет неофициальной эмблемой Ростова.
Первой труппой нового театра стал коллектив актеров студии Ю.А Завадского. Имена В. Марецкой, Н. Мордвинова, Р. Плятта и других замечательных актеров того времени навсегда стали для ростовчан дороги и близки.
Дружба коллектива нового театра со зрителем не ограничивалась только спектаклями. Актеры были частыми гостями рабочих Ростсельмаша, Лензавода. Искусство перестало быть элитарным, оно становилось массовым. Театр был центром, к которому тянулась художественная самодеятельность многочисленных Дворцов и Домов культуры, клубов.
...То была только одна, хотя и яркая, но небольшая страничка из огромной летописи культуры Ростова. В тридцатые годы сложился уже прочный коллектив писателей, композиторов, художников, которые создали ряд произведений, вызвавших отклик у читателей и зрителей. Тогда же увидели свет замечательные романы Михаила Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина». Он жил и работал на Северном Дону, в станице Вешенской, но часто бывал в Ростове, встречался с коллегами по литературному цеху, читал свои произведения в рабочих коллективах.
Таковы всего два характерных эпизода из истории этого десятилетия. Но были и другие примечательные факты.
1931 год - основан институт сельскохозяйственного машиностроения (ныне Донской технический университет), на базе факультетов университета образованы педагогический, медицинекий и финансово-экономический институты; построена железнодорожная линия Ростов - Западный - Хапры; начал работать театр музыкальной комедии.
1932 год -в городе введено централизованное теплоснабжение, пущена ТЭЦ № 1 имени В.И Ленина; построена новая центральная городская больница.
1933 год - построен первый речной вокзал.
1934 год - Ростов становится центром Азово-Черноморского края; открыт Ростовский театр кукол; построена самая большая в городе гостиница «Ростов».
1935 год - организована государственная филармония.
1936 год - открыто троллейбусное сообщение; распахнул для детей двери Дворец пионеров. ...Наступал 1937 год.
2 июля 1999г., ВР.
|