rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Разрастаясь и хорошея

      Двухсотлетие Ростова-на-Дону стало заметной вехой в истории города - о памятной дате писали в газетах, вышли книги, были проведены многочисленные беседы, лекции и собрания. Главный смысл торжественных мероприятий - обращение к каждому ростовчанину, стремление помочь ему ощутить себя частицей истории города, дать импульс новым свершениям.

21...Более десяти тысяч человек - рабочих и служащих, студентов и домохозяек - вышло на первый воскресник по устройству набережной. Старожилам известно, что здесь пролегала железнодорожная колея, которая в последний раз послужила доброму делу: : на поданные по ней платформы погрузили щебень, битый кирпич, ржавые обломки металла - все, что захламляло берег, более 23 тысяч кубометров всякого мусора. Потом разобрали и ветку. На расчищенный участок берега привезли чернозем для клумб и га­зонов, тырсу для аллей. Зашумели на ветру молоденькие тополя и клены. Вдоль облицованных камнем береговых откосов над дон­ской водой протянулась узорная, отлитая из чугуна ограда. По вечерам здесь вспыхивали матовые шары светильников.

    Так возник на высоком донском берегу между Буденновским и Ворошиловским проспектами новый бульвар - ростовская набе­режная, которую строил весь город и которая сразу же стала для ростовчан любимым местом отдыха. (См. «Ростов-на-Дону. Очерки о городе», 1973 г.)

    «Беспокойный народ, эти ростовчане!» - так начинался очерк «Передовая линия», опубликованный в журнале «Огонек». Очерк рассказывал о восстановлении «Ростсельмаша», о возрождении центра города, о строительстве набережной. Перелистав сейчас страницы журнала, старшее поколение «беспокойного народа» припомнило бы многое. Тогда еще были в ходу традиционные строительные леса, и дни, когда их снимали, открывая фасад нового здания, становились для ростовчан праздником.

      Газета «Правда» в те дни писала: «На Буденновском проспекте Ростова-на-Дону восстановлен еще один красивый пятиэтажный дом… Недавно заселены 25 таких же домов общей площадью 33 тысячи квадратных метров. Восстановлены шесть школ, здания педагогического института, горно-строительного и механи­ческого техникумов, гостиница «Дон», несколько магазинов, по­ликлиник, детских яслей... В нынешнем году в городе построено и восстановлено значительно больше, чем за все предыдущие послевоенные годы».

  Взметнулся ввысь шпиль возрожденного главного вокзала, развалины которого были недавно плацдармом ожесточенных боев. Широкий асфальтированный Темерницкий мост, пролегший над привокзальными путями, соединил центр и западную часть города. Архитектурными воротами Ростова стали здания центрально­го универмага и многоэтажного жилого дома на оживленном пе­рекрестке улицы Энгельса и Буденновского проспекта.

Ростов все шире поворачивался лицом к Дону.

В 1952 году вступил в строй Волго-Донской судоходный канал. Его сооружала вся страна. Но ростовчане, жители города, кото­рому предстояло стать портом пяти морей, ощущали свою осо­бую причастность ко всему, что было связано с этой грандиоз­ной стройкой. Завод «Красный Дон» изготовил для сооружения канала землесосные снаряды. Продукцию для Волго-Дона выпускали «Ростсельмаш» и «Красный Аксай», радиаторный и другие заводы. Ростовские железнодорожники перевезли для Цимлянского гидроузла больше трех миллионов тонн различных грузов. Все понимали: канал явится не только важной транспортной ар­терией, но и позволит напоить влагой засушливые земли.

Так на карте Ростовской области появилось новое рукотворное море - Цимлянское. В июле 1952 года тысячи ростовчан, собравшихся на донской набережной и ближайших к ней улицах, встретили первые пассажирские теплоходы, пришедшие из Москвы.

   Теперь заботой ростовчан стало не только дальнейшее благоустройство набережной, к ее каменным стенам ежедневно швартовались и отчаливали от них, беря курс на столицу и приволжские города, десятки речных лайнеров. Тесно стало в прежнем, восстановленном после войны здании речного вокзала - и рядом с ним вырос легкий, изящных очертаний пассажирский павильон.

     Одновременно был реконструирован, расширен до 120 метров Буденновский спуск - тогда главная дорога к реке. Его украсили живописными террасами и каменными лестницами.

Еще более наполненными, напряженными стали будни Ростовского порта. Его грузооборот увеличился втрое. День и ночь работали здесь портальные краны. Но не знали отдыха и их «сухопутные» собратья на многочисленных новостройках города (См. «Ростов-на-Дону. Очерки о городе», 1973 г.)

Невозможно рассказать обо всем, происходившем тогда в городе. Пусть о наиболее важном напомнит хроника...

1950 год -23 декабря принят в эксплуатацию Дом торговли.

1951 год - в апреле открылся Дворец культуры завода «Ростсельмаш»; 1 августа начала работать экскурсионно-туристическая база.

1952 год - 23 января начато строительство первого закрытого плавательного бассейна спортобщества «Спартак»; 7 мая при­нят в эксплуатацию Дом книги.

1954 год - 28 февраля пущен новый хлебозавод № 2; 18 июля на левом берегу Дона открылась водная станция спортобщества «Динамо»; 24 июля в городе открылось отделение Всесоюзного акционерного общества по иностранному туризму в СССР «Интурист»; 5 ноября на заводе «Ростсельмаш» собран 100-тысячный послевоенный комбайн.

1955 год -26 декабря основан Донской научно-исследова­тельский институт сельского хозяйства.

1956 год - исполнилось 25 лет «Ростсельмашу». Завод награжден орденом Ленина.

1957 год - в Ростове вышел первый номер журнала «Дон»; с главного конвейера «Ростсельмаша» сошел первый комбайн но­вой конструкции «РСМ-8»; 19 марта начал работать первый ши­рокоэкранный кинотеатр «Победа»; 7 августа закончено строительство крупнейшего в СССР здания цирка.

1958 год - 9 февраля открылся Дворец культуры строителей; 29 апреля завершено строительство телевизионного центра; 1 июля «Ростсельмаш» приступил к выпуску комбайнов «СК-3»; 15 июля вышел первый номер городской газеты «Вечерний Ростов»; 2 октября опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Ростовской области орденом Ленина; 24 декабря вступило в строй здание института сельскохозяйственного машиностроения (ныне Донской технический университет).

1959 год - началось строительство Северного жилого массива, проспекта Ленина; в феврале принят в эксплуатацию новый маслоэкстракционный завод; в августе начал функционировать карди­ологический санаторий; 4 октября окончено строительство завода стиральных машин; 5 ноября вступил в строй панорамный кинотеатр «Россия»; открыт памятник А.С. Пушкину на улице его имени.

     Уверенным шагом завершал Ростов первое десятилетие своего нового века.

6 августа 1999г., ВР.
.