В семидесятые годы Ростов стал огромной строительной площадкой. Строились и реконструировались промышленные предприятия, возводились новые жилые микрорайоны. Строительный кран действительно стал обязательной принадлежностью городского пейзажа тех лет.
Одновременно строились четыре вокзала - железнодорожный на станции Ростов-Главный, речной вместе с гостиницей, автовокзал южного направления и аэровокзальный комплекс. Город украсился оригинальными зданиями - общежитием высшей партийной школы на Пушкинской улице, институтом «Промстройниипроект» у Дона, 16-этажной гостиницей «Интурист» на улице Энгельса (ныне Б. Садовая), учебным корпусом медицинского института и другими.
Многое строилось в соответствии с социальной программой развития города. Только за последние пять лет было построено детских садов и комбинатов на 9200 мест, школ и пристроек к ним - более чем на 18 тысяч мест, больниц - на 3314 коек, поликлиник - на 8400 посещений. Такого количества этих учреждений в городе никогда прежде не строилось (см. «Ростов-на-Дону. Исторические очерки», 1984 г.).
В городе завершился переход ко всеобщему среднему образованию. За последние пять лет были введены в строй 22 новые школы и пристройки к ним более чем на 15 тысяч мест. В школах укрепилась материальная база, стала функционировать кабинетная система. И все большее число школ переходило на односменные занятия. Для тех, кто не смог получить в свое время среднее образование, в городе действовало 28 школ рабочей молодежи.
С невиданным прежде размахом шло и жилищное строительство, Завершалась застройка Западного жилого массива, возводились жилые дома в поселках 2-м Орджоникидзе и Маяковского, в Александровке, на проспекте Сельмаш, Пушкинской улице, площади имени Второй Пятилетки, началась реконструкция микрорайона центральной городской больницы.
Основное внимание строителей сосредотачивалось в Северном жилом массиве, определенном генеральным планом как самый крупный новый жилой район города. Здесь после подготовки строительной площадки и инженерных коммуникаций, в 1972 году состоялись первые новоселья - были сданы четыре дома, по два на улицах Борко и Волкова. В последующие, годы массив застраивался более стремительно, пять лет спустя здесь проживало уже 50 тысяч человек.
В 1972 году было принято решение о прекращении проектирования и строительства пятиэтажек, теперь каждый новый дом должен был иметь не менее девяти этажей. В связи с этим в составе «Главсевкавстроя» образовали трест «Высотстрой». Чтобы избежать однообразия застройки (а это особенно ярко сказалось на облике Западного жилого массива), на строительстве как Северного жилого массива, так и других микрорайонов разрабатывались новые серии домов, чаще стали возводиться здания не по типовым, а по индивидуальным проектам. Особое внимание уделялось отделке новостроек, появилась возможность заняться комплексной застройкой, созданием целостных архитектурных ансамблей.
В том же 1972 году на Ворошиловском проспекте началось возведение двух 17-этажных кооперативных домов.
Все это меняло привычный облик города, делало его более современным и красивым, но и требовало постоянного внимания к благоустройству.
В 1974 году у Северного жилого массива началось строительство большого водохранилища. Спустя год оно было заполнено водой, а ниже его, по течению Темерника, развернулось строительство второго водохранилища.
И еще одна важная стройка завершилась на набережной Дона.
Здесь на расстоянии чуть более километра - от проспекта Соколова до Кировского - были проложены дороги, построены детские плескательные бассейны, установлены скульптуры, разбиты газоны, посажены деревья, построен детский городок и многое другое. Набережная, давно уже ставшая излюбленным местом отдыха ростовчан, теперь пролегла вдоль донского берега живописной трехкилометровой полосой.
За эти годы в городе было построено 16 пешеходных переходов. Они не только обеспечивали повышенную безопасность дорожного движения, но и украсили город своей красивой, оригинальной отделкой.
Мы теперь считаем привычным многое из того, что впервые появилось в городе 25 - 30 лет назад и о чем не смогли еще сегодня рассказать. Сохраним об этом память хотя бы в строчках нашей традиционной хроники.
1970 год - завершено строительство водохранилища, получившего название «Ростовского моря».
1971 год - 25 июня завод «Красный Аксай» выпустил двухмиллионный культиватор; 9 сентября открыт мемориальный комплекс имени болгарского города-побратима Плевена; 10 октября впервые на юге России на заводе стройматериалов № 3 освоен выпуск изделий из хрусталя.
1972 год - 7 мая открыт памятник героям битвы за Ростов у села Большие Салы; построена гостиница «Интурист»; на площади Советов установлен памятник-монумент героям гражданской войны.
1973 год - в ноябре троллейбус связал центр города с когда-то далеким пригородом Ростова - Нижнегниловской.
1974 год - построен новый комплекс зданий областной клинической больницы.
1975 год - 9 мая открыт мемориальный комплекс «Змиевская балка»; вступил в строй новый речной вокзал.
1976 год - приняли посетителей бассейны международного класса «Волна» и «Коралл».
1977 год - открыт Дом кино; вступило в строй новое здание аэровокзала; построен кинотеатр «Плевен»; открыт Дворец культуры вертолетного завода.
1978 год - принят в эксплуатацию главный автовокзал.
1979 год - построена гостиница «Турист»; открыт Дворец культуры «Красного Аксая», построен новый Александровский путепровод.
Ростов встретил свое 230-летие по-деловому. Он готовился к вступлению в символический «Клуб миллионеров» - не за горами было рождение миллионного жителя. Так хотелось, чтобы и незнакомый миллионный наш земляк, и его многочисленные сверстники полюбили родной город и с гордостью повторяли строки стихов, появившихся впервые в «Вечернем Ростове»:
Если покажут мне карту России,
Тысячи новых больших городов,
Я, города уважая другие,
Все-таки выберу снова Ростов.
Город, где юность моя расцветала,
Поступь мужала и крепла рука,
Все для меня драгоценным здесь стало,
Каждая улица сердцу близка...
Так написал в 1971 году Ашот Гарнакерьян. Думаю, с поэтом согласен каждый ростовчанин.
3 сентября 1999г., ВР.
|