rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

С именем святого Димитрия Ростовского

Свое путешествие по старому Ростову, еще не ставшему Ростовом, мы прервали на пристани у Богатого Колодезя, который к этому времени уже привычнее называется Богатым источником. Захватив с собой две карты – ригельмановскую 1768 года, где подробно изображены все строения внутри крепости, и план форштадтов и города Нахичевани около 1781 года, где даются только внешние контуры крепости, но обстоятельно показаны достопримечательности предместий – мы увидим, какие существенные изменения произошли здесь всего за несколько десятилетий.

34В 1797 году указом императора Павла I образован в составе Новороссийской губернии Ростовский-на-Дону уезд с центром в крепости святого Димитрия Ростовского. Но здесь не нашлось подходящих помещений для уездных учреждений, и они большей частью пока были оставлены в Таганроге.

Крепость святого Димитрия Ростовского имеет оригинальную форму звезды в девять лучей, что позволяет перекрывать все подступы к ней перекрестным огнем. На острие лучей расположены мощные редуты, носившие звучные имена: «Донской», «Троицкий», «Св. Александра Невского», «Св. Павла», «Св. Петра», «Св. Елизаветы», «Св. Екатерины», «Андрея Первозванного», «Св. Анны».

Правда, со стороны Дона крепостные стены не замыкались, но это компенсируется целой системой расположенных здесь оборонительных сооружений. Прямо перед нами, у источника, редан «Богатый» - укрепление в виде выступающего в сторону реки угла. Слева полубастион «Азовский», справа – полубастион «Черкасский». Над ними – батареи «Водяная» и «Донская», пушки и сейчас готовы поразить врага, вздумавшего бы прорваться отсюда к крепости. Еще выше, на крутых склонах, - редуты, слева – «Темерницкий», справа – «Аксайский». В них сейчас солдат нет, только часовые провожают нас удивленным взглядом, наверное, наш необычный облик вызывает у них доверие.

Но это еще не все препятствия на нашем пути к крепости. Слева видны редан «Троицкий», справа редан – «Донской». Нам приходится обходить стороной бастион Димитрия Ростовского, лежащий между редутами. Кстати, неподалеку отсюда стояла приходская церковь, доставшаяся крепости от ранних времен. В прошлом, 1796 году ее из-за ветхости разобрали, но у обновленной соборной Покровской церкви с южной стороны соорудили придел святого Димитрия Ростовского.

Мы еще побываем у церкви, а пока, обойдя бастион Димитрия Ростовского, продолжим свой путь.

1797 год – не лучший в истории крепости: недавно ее понизили в разряде, командир ее теперь по должности комендант, а не обер-комендант, как то было ранее. Такие изменения произошли потому, что к России уже присоединены Крым, задонские и кубанские степи, и новая русско-турецкая граница проходит ныне по реке Кубань.

Крепость святого Димитрия Ростовского перестала быть форпостом, но сохранила значение базы для передовых частей российской армии, а также опорного пункта для наблюдения за донскими казаками, чья вольница доставляет не мало хлопот царскому правительству.

Мы идем по территории крепости. Дорожки между казенными зданиями вымощены булыжником.

От солдатских казарм, которые совсем недавно располагались вдоль крепостных стен слева и справа, остались немногие помещения, ведь гарнизон сейчас сокращен, большинство солдат теперь живет в форштадтах, являясь на службу в положенное время.

Мимо подворий офицеров и торговых лавок приходим на плац. По левую руку у нас – главная вахта и комендантский дом с садом, по правую – гарнизонная канцелярия, на башне которой – огромные часы, а чуть повыше уже упоминавшаяся Покровская церковь.

Вы обратили внимание, что, прежде чем ступить на крепостной плац, мы миновали видные в отдалении ворота? Архангельские открывают дорогу к форштадтам, через Георгиевские мы сможем чуть позже отправиться в Нахичевань.

Но пока нами далеко не все осмотрено и в самой крепости. Кроме еще немалого количества офицерских дворов – всего их 28, мы минуем питейный дом и попадем на артиллерийский пушечный двор.

Артиллерия – предмет особой гордости гарнизона крепости. Огневая мощь ее необычайно высока – свыше двухсот орудий. Пушки всюду – на редутах и бастионах.

Высокие земляные валы опоясали глубокие рвы, делая подходы к крепости неприступными.

А к воротам, о которых мы говорили, можно было попасть только под постоянным прицелом орудий с редутов «Троицкого» и «Св. Анны» с запада, «Донского» и «Св. Александра Невского» с востока. Есть еще дорога от Дона, от пристани, но мы только прошли по ней и поняли, что врагу проделать этот путь было бы очень непросто.

К счастью, обстоятельства сложились так, что со времени своего основания крепость святого Димитрия Ростовского ни разу не подвергалась вражескому нашествию. Но во всех войнах XVIII века она была надежной базой действующей армии и флота.

Ведь и рождение Азовской флотилии связано с крепостью. Сюда был командирован прославленный адмирал А.Н. Сенявин. Правительство отпустило на создание русского флота в Приазовье 100 тысяч рублей. Часть пушек для будущих кораблей решили взять из крепости Димитрия Ростовского и Черкасской, из московского арсенала. Кроме того, заказали 156 орудий на Баташевских заводах Владимирского уезда.

Как ранее на возведение крепости, теперь на строительство кораблей направлялся мастеровой люд со всех концов России – 700 плотников из Архангельской и Новгородской губерний, 80 – из Галицкой провинции, 64 – из Вологды, всего свыше 2000 человек. Каждый год присылались новые партии людей.

И вскоре А.Н. Сенявин смог выставить против турок сильную эскадру: на флагмане во главе 25 кораблей к Керченскому проливу, где разгромил турецкий флот и открыл России дорогу к Черному морю.

В крепости находился «Морской пакгауз» (склад), где хранились оружие, боеприпасы и амуниция флотилии. Тут же были флотские дома. В местных госпиталях лечились матросы и офицеры. Близость такой крупной продовольствия и боеприпасов облегчала действия Азовской флотилии (см. «Из истории Дона», Ростиздат, 1956 г.).

С крепостью святого Димитрия Ростовского связана боевая биография легендарного флотоводца Ф.Ф. Ушакова. Здесь он получил чин лейтенанта флота, здесь он служил на праме №5, охранявшем устье Дона от турецких набегов.

Позже в крепости жил великий полководец А.В. Суворов. Некоторое время с семьей – женой и дочерью. Назначенный командиром Кубанского корпуса, он многое сделал для укрепления южных границ России, был непосредственным организатором переселения армян из Крыма на Дон, о чем подробнее поговорим при следующей встрече. Навсегда сохранил Александр Васильевич восхищение отвагой и беззаветностью донских казаков в боях с врагами Отечества.

С тех пор прошли годы и десятилетия. К сожалению, уже мало что напоминает о боевых традициях крепости. Разве что случайно встретим отставного служивого, который поведает нам о громких делах далеких лет…

А пока поднимемся к вершине редута Святой Елизаветы. Часовые приветствуют нас, беря ружья на караул, интуитивно признавая в нас своих далеких потомков, гордящихся их доблестным ратным трудом.

С высоты редута видна вся территория крепости. Мысленно соотносим все, что лежит перед нами, с картой Ростова-на-Дону 2000 года и понимаем: крепость расположена в той части современного города, которая ограничена с севера улицей Горького, с запада – проспектом Чехова, с востока – Нахичеванским переулком, с юга – улицей Станиславского.

Эта девятиконечная звезда у широкой глади Дона подарила всего через несколько лет часть имени своего святого покровителя новому городу. Но до этого нам еще надо побывать в Нахичевани – третьей составной части будущего Ростова-на-Дону.

Спускаемся  к Георгиевским воротам. Через них выходим на дорогу к Нахичевани. До нее – рукой подать…

«Вечерний Ростов»
.